программа кружка "Исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Голикова Юлия Анатольевна

программа рассчитана на 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 4 «Рябинка»  г. Ельца

 

 

 

 

Рабочая программа  

кружка «Исследователь»                                                                                                                                                                          

                                                     

Руководитель: воспитатель Голикова

Юлия Анатольевна

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель. Задачи. Ожидаемые результаты

5

3.

Методическое обеспечение Программы

6

4.

Перспективно-тематическое планирование по детскому  экспериментированию

7

4.1.

Средняя группа

10

4.2.

Старшая группа

12

4.3.

Подготовительная к школе группа

14

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка МБДОУ детский сад №4 «Рябинка» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ»  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Постановлением от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Уставом ДОУ.

 Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям четырех - семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и  не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в  окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г в детских садах утвержден и введен в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику  - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а  именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна программы заключается  в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

2. Цель. Задачи. Ожидаемые результаты.

Целью данной программы является:

  • создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);
  • формировать у детей элементарные географические представления;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;
  • воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно со среднего дошкольного возраста происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому срок реализации программы 3 года.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • представления о свойствах веществ;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
  • навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
  • расширять знания об объектах и их свойствах.

3. Методическое обеспечение программы.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

  • взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
  • использование разных видов деятельности;
  • четкое определение содержания экологического воспитания;
  • использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;
  • взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
  • создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
  • экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы организации детей в процессе обучения:

  • работа небольшими группами;
  • создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу.

Приёмы активизации умственной активности детей:

  • включение игровых упражнений;
  • активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций.

Приёмы обучения:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

  • научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
  • динамичности (от простого к сложному);
  • интегративности (синтез искусств);
  • сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
  • системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
  • преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»);

возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

  • наглядности (использование наглядно - дидактического материала, информационно - коммуникативных технологий);
  • здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).

4. Перспективно-тематическое планирование по детскому экспериментированию.

Блок 1

Песок, глина, камни.

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность);
  • познакомить детей с тем, как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка);
  • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам
  • сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе;
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска, ноутбук.

Блок 2

Воздух.

Программные задачи:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас,
  • дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;                                                                                                                                                        
  • развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;
  • воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками, монетка, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная доска, ноутбук

Блок 3

Вода.

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар);
  • дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;
  • закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:

прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки,

пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, ноутбук. 

Блок 4

Растения.

Программные задачи:

  • познакомить детей с живой природой (растениями);
  • дать знания о том, как и для чего необходимо ухаживать за растениями;
  • дать знания о том, для чего растению служат листья и корень;
  • дать детям понятие о влиянии тепла и света на рост растений;
  • дать теоретические и практические навыки о вегетативном размножении растений (черенками);
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Материалы и оборудование:

растения, палочки для рыхления, лейки, тряпочки, почва, горшки, камни, стеклянные емкости, картинки с изображением растений, ноутбук.

Блок 5

Металл, пластмасса, стекло.

Программные задачи:

  • познакомить детей со свойствами металла;
  • познакомить детей со свойствами пластмассы;
  • познакомить детей со свойствами стекла;
  • дать детям представление о том, как магнит действует на металл;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование:

предметы из металла, стекла, пластмассы, магниты, рукавичка, стеклянные емкости, ноутбук.

Блок 6

Звук.

Программные задачи:

  • подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела);
  • познакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы и оборудование:

длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволока, деревянная рамка, ноутбук.

Блок 7.

Свет.

Программные задачи:

  • подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; как можно многократно отражать свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно;
  • дать знания о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него, познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета;
  • развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей;
  • воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Материалы и оборудование:

зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол. Иллюстрации с изображением солнечных лучей, магнитная доска, ноутбук.

Блок 8

Электричество.

Программные задачи:

  • подвести к понятию проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов; учить устанавливать причину возникновения статического электричества в природе.
  • развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.
  • воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

Материалы и оборудование:

кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, подставка, синтетический свитер, картины с изображением молнии, схемы – таблицы, магнитная доска, ноутбук.

4.1. Средняя группа.

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Почему песок так хорошо сыплется?»

Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, умение принимать любую форму)

«Где вода?»

Дать детям понятие о том, что песок хорошо пропускает воду

Октябрь

«Песок – природный фильтр»

Дать детям понятие о том, что песок может служить фильтром для воды

«Для чего человеку песок и глина?»

Познакомить детей со свойствами песка и глины (используется в строительстве, может быть фильтром)

Ноябрь

«Почва, песок, глина, камни»

Уточнить знания детей о составляющих земной поверхности (глина, песок, почва, камни)

«Посади дерево»

Закрепить знания детей о строении земной поверхности, рассказать о назначении слоев земной поверхности

Декабрь

«Невидимка – воздух»

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, занимает любое пространство)

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом образования мыльных пузырей

Январь

«Упрямый воздух»

Дать детям знание о том, что воздух есть везде

«Воздух в жизни человека»

Показать необходимость воздуха для человека

Февраль

«Почему не выливается?»

Познакомить детей со свойствами воздуха (заполняет любой свободный объем)

«Как рождается ветер?»

Дать детям знание о том, что ветер – движение воздуха

Март

«Сухим из воды»

Дать детям представление о том, что воздух занимает любое пространство

«Свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды (бесцветна, прозрачна, текуча)

Апрель

«Плавающие и тонущие предметы»

Познакомить детей с плавающими и тонущими предметами

«Путешествие капельки»

Рассказать о том, в какие поверхности вода впитывается, а в какие нет

Май

«Вода прозрачная, но может менять цвет»

Рассказать о свойствах воды (прозрачна, но может окрашиваться)

Игра «Водяной у нас в гостях»

Закрепить знания детей о воде

        

4.2. Старшая группа.

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Водяная мельница»

Показать значимость воды в промышленности

«Вода нужна всем»

Показать значимость воды для живых организмов

Октябрь

«Почему воду нужно беречь?»

Закрепить знания о том, что воду, как источник жизни на Земле, необходимо беречь

«Вода – жидкость, не имеющая собственной формы»

Познакомить со свойством воды занимать любой объем

Ноябрь

«Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода»

Познакомить с агрегатным состоянием воды (газообразное)

«Вода – растворитель»

Познакомить с веществами, которые вода может растворить

Декабрь

«Круговорот воды в природе»

Дать знания о круговороте воды в природе

«Замерзание жидкости»

Познакомить с агрегатным состоянием воды (твердое)

Январь

«Почему растаяла Снегурочка?»

Дать знания о том, что в тепле снег и лед тает

«Вода, снег, лед»

Закрепить знания о том, что вода может замерзать, показать процесс замерзания

Февраль

«Льдинка и снежинка»

Дать детям знания о том, как вода замерзает в природе

«Значение воды в жизни растений»

Раскрыть значение воды в жизни растений

Март

«Чудеса растений»

Закрепить знания детей о том, что растения – живые организмы

«Нужен ли корешкам воздух?»

Раскрыть значение воздуха в жизни растений

Апрель

«Растениям теплую водичку»

Показать влияние температуры воды в жизни растений

«В стране пластмассовых предметов»

Познакомить детей со свойствами пластмассы (пластичная, плотная, гладкая)

Май

«Путешествие в царство стекла»

Познакомить детей со свойствами стекла (твердое, прозрачное, хрупкое)

«Предметы из металла»

Познакомить детей со свойствами металла (плотный, меняет температуру в зависимости от окружающей среды)

4.3. Подготовительная к школе группа.

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Действие магнита на металл»

Познакомить со свойствами магнита притягивать металлические предметы

«Волшебная рукавичка»

Показать то, что препятствие (ткань, бумага) не влияет на свойства магнита

Октябрь

«Как достать скрепку из воды»

Показать действие магнита в водной среде

«Почему всё звучит?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука

Ноябрь

«Звук в воде»

Дать знания о том, что звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела

«Передай секрет»

В игровой форме закрепить знания о том, как возникает звук

Декабрь

«Откуда берётся голос?»

Раскрыть значение голосовых связок в процессе образования звука

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков

Январь

«Поющая струна»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука

«Свет вокруг нас»

Подвести к пониманию того, что свет необходим всему живому

Февраль

«Уличные тени»

Показать то, как образуются тени

«Волшебные лучи»

Рассказать о свойствах лучей в медицине и промышленности

Март

«Передача солнечного зайчика»

Познакомить со свойством солнечных лучей (отражение)

«Радуга на стекле»

Познакомить со свойством света (преломление на прозрачной поверхности)

Апрель

«Волшебники»

Закрепить полученные знания о звуке и световых лучах

«Как увидеть и услышать электричество?»

Показать детям важность электричества в жизни человека, закрепить правила безопасного поведения

Май

«Волшебные шары»

Познакомить детей с понятием «статическое электричество»

«Как увидеть молнию?»

Подвести детей к пониманию того, как появляется молния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...