Картотека игр с ветром
картотека по окружающему миру
Прикладной методический материал к занятиям, прогулкам, метеостанции для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 209.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое упражнение «Непоседа – ветерок» (для детей 5-7 лет)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Знает все на свете ветер (машем руками над головой).
Знает, как поет лягушка – ква –ква-ква –
(сесть на корточки и попрыгать, изображая лягушку).
Знает, как шумит ракушка – «шу-шу-шу»
(ладони сложить «лодочкой» и прикладывать то к левому, то к правому уху).
Знает, как кричит ворона – «кар – кар – кар»
(ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крылья).
Знает, как мычит корова – «му – му – му»
(Ребенок показывает рога коровы и мычит «му у у у»)
***
Подвижная игра «Снег и вьюга» (для детей 5-7 лет)
По команде «Снег!» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках, передвигаются по всему пространству;
Воспитатель говорит слова:
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
По команде «Вьюга!» – встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
Воспитатель говорит слова:
Завертелась вьюга,
Словно карусель…
Медленно сначала,
А потом быстрей!
Подвижная игра «Осенний ветер и листочки» (для детей 3-4 лет)
Дети выбирают себе листочек – желтый, красный или оранжевый и называют его цвет и размер (большой листочек или маленький). Листочки летят на ветру – дети изображают, как они летят: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят!»
Примерные задания в игре — «Полетели большие желтые листочки» (дети выбирают нужные листочки и танцуют — «летают» с ними). Полетели маленькие желтые листочки! Полетели листочки березы! Приземлились! Полетели листочки дуба!»
Кружатся красные большие листочки ( и тогда кружатся только те дети, у которых в руках красные и большие листочки). Летят большие листочки…»
Ветер стих, листочки упали на землю (дети «приземляются» и сидят на корточках).
Подул ветер, поднялись листья и разлетелись (дети поднимаются и изображают, как летят листья)
***
Подвижная игра «Зимний ветер и снежинки» (для детей 3-4 лет)
Дети в этой игре выполняют роль снежинок. Они стоят в кругу и держатся за руки. Игра проводится под музыку. Взрослый говорит: «Подул очень сильный ветер! Разлетайтесь, снежинки!», и дети разбегаются в разных направлениях, кружатся, танцуют и летают как снежинки. После того, как снежинки полетают на ветру, взрослый говорит: «Ветер стих!», и снежинки возвращаются в круг и берутся за руки.
***
Игровое упражнение «По сугробам» для детей 3-4 лет
Упражнение в ходьбе с высоким подниманием коленей.
Воспитатель. Всю ночь дул сильный ветер, вьюга кружила снег, намела огромные сугробы. Нам нужно пройти по сугробу, высоко поднимая колени.
Игра с мячом «Назови какой бывает ветер?» (для детей 5-7 лет)
Подобрать слова-прилагательные для определения ветра:
Сильный, легкий, слабый, освежающий, жаркий, холодный, летний, зимний, весенний, попутный, южный, северный, западный, восточный и т. д.
***
Игровое упражнение «Что умеет делать ветер?» (для детей 5-7 лет)
Подобрать слова-глаголы для определения ветра:
-шуметь, завывать, качать деревья, налетать, дуть, кружить листья, снежинки, пыль, подгонять, поднимать волны, предметы, свистеть, и т. д.
***
Игра «Шаробол» (для детей 5-7 лет)
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Загнать тенисный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
- Лучшая на свете игра,
Это футбол, скажу вам друзья!
Губы «трубочкой» держать,
Тенисный шарик в ворота загонять!
***
Подвижная игра «Ветер дует на…» ( руки, на блондинов, на брюнетов, дерево, мизинец, локоть) (для детей 5-7 лет)
Стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.
Игра «Буря в стакане» (для детей 5-7 лет)
Развитие сильного и слабого ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Бурю", чтобы не пролить воду.
- Через трубочку подуйте
Вы в стаканчики с водой.
Где много воды, дуть не сильно,
А где мало, сильно дуй!
1, 2, 3, 4, 5 – игру можно начинать,
Только воду не проливать!
***
Подвижная игра «Флюгер и ветер» (для детей 5-7 лет)
Покажите ребенку, что такое флюгер. Покажите на карте стороны света. Для дошкольников достаточно показать север и юг, для детей постарше – уже нужно показать все 4 стороны света: запад, юг, восток, север. Покажите также, как пользуются компасом и где находится север и юг, если смотреть из окна Вашего дома.
В игре будет ведущий и игроки. Игроки изображают флюгера. Ведущий говорит: «Ветер дует с севера», и игроки поворачиваются на север. Затем ведущий называет «Ветер дует с юга», и флюгера поворачиваются лицом на юг. Когда ведущий говорит «Буря» игроки кружатся на месте, а когда звучит команда «Штиль» замирают и не двигаются до следующей команды. Тот, кто пошевелился, выходит из игры. Также из игры выбывают игроки, которые допускали ошибки. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в игре без ошибок.
Можно играть в эту игру с фантами. Тот, кто ошибся, остается в игре, но платит фант (выполняет после окончания игры задание ведущего).
Речевая игра «Как нарисовать ветер» (для детей 5-7 лет)
Можно ли нарисовать ветер? Мы уже пробовали передать линией разного настроение ветра в детской сказке – см. «Добрые сказки. Пять сказок о ветре». А какого же цвета ветер? Предложите малышу спросить у ветра, какого он цвета.
Повторяем вместе с малышом первые две строчки:
-Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
Удивитесь, что ветер не отвечает. Почему? Попробуйте спросить потише – шепотом – еле слышно. Потом громче – еще громче – еще громче — очень громко. Если ребенок сразу же после тихого звука закричит очень громко, то остановите его так: «Ой, испугался ветерок! «Кто это там так страшно кричит?!» — и спрятался». Давай его тихонько позовем – пусть он привыкнет к твоему голосу. А теперь чуть громче и т.д. с увеличением громкости. Такое упражнение учит ребенка регулировать силу голоса от тихой к громкой и наоборот. В конце упражнения скажите: «Вот и услышал ветер наш вопрос и ответил нам»
***
Подвижная игра «Северный и южный ветер» (для детей 5-7 лет)
Какой характер у южного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.
А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.
В этой игре будут соревноваться друг с другом южный и северный ветер – кто сильнее?
Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку.
Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т.е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли Южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.
Подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» (для детей 5-7 лет)
В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена. Прожив свою роль «семечка» от зарождения на дереве до прорастания в земле и роста нового деревца или цветочка, дети уже по-другому относятся к растениям, осознают, что в природе нужен и ветер, и солнце, и дождик.
Хорошо проводить игру под инструментальную музыку.
Взрослый или старший ребенок изображает дерево, а малыш или группа детей будут семенами. Можно дать в руки ребенку семена, которые есть у Вас дома. Сначала ребенок (дети) стоят рядом со взрослым «деревом» — «семена» на нем растут. Затем налетает ветер — погудите с ребенком, пошумите, пошелестите листвой: «шшшш. Уууууууу». Можно изобразить, как удивилось дерево ветру, обрадовалось, поздоровалось с ним. Семена падают и летят по ветру под звуки ветра, «дерево» в это время шелестит листвой, колышет ветвями, сгибается от ветра.
Вот закончился ветер и «семена» опускаются на землю – приседают. Идет зима, семена накрыло снегом, они спят под снегом (можно поставить спокойную музыку). Дети кладут ладошки под щеку — «засыпают до весны».
И вот наступает весна – зажурчали ручейки, засветило солнышко. Пошел весенний дождик. Семена начали прорастать и расти. Ребенок или дети поднимаются и тянутся вверх.
Можно прочитать детям до игры или после нее стихи о том, как ветер помогает растениям разносить семена.
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля — это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком.
Подвижная игра «Кладовая ветра» (для детей 5-7 лет)
Спросите у детей, что хранится в кладовой (на даче, в деревне, в квартире). Зачем люди делают кладовые? Интересно, а что же хранится в кладовой у ветра? Что они могут туда положить, и зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Пусть дети порассуждают и пофантазируют вместе с Вами.
Поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там… догадайтесь что? Вот что!
Чего ни натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие серёжки — подарок берёзы,
Цветы иван-чая, кукушкины слезы,
Зелёные, жёлтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны,
Мерцает старинная Брошка Луны…
Что же увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы ваши дети хотели ветру подарить и положить в его кладовую? И зачем это нужно ветру? Эти вопросы побуждают высказывать свое мнение, а не чужое (ведь здесь нет однозначного ответа!) Односложно «да» или «нет» на вопросы тоже не ответишь, необходимо говорить развернутыми красивыми фразами, а это очень полезно и для развития творческого воображения, и для развития речи детей!
Игра на развитие силы голоса «Ветер бывает разный!» (для детей 5-7 лет)
В эту игру лучше всего играть с группой детей. Мы будем все вместе изображать ветер. При игре в группе детей даже застенчивые дети забывают про свою застенчивость и раскрепощаются. Но можно играть и взрослому и с одним малышом вместе.
Сначала ветерок чуть-чуть дует (трем одной ладошкой о другую и слушаем этот звук), но вот он усилился (трем сильнее), затрещали деревья (хлопаем по коленям), началась буря (изображаем звуком, вытягивая губы вперед трубочкой, задача – тянуть звук как можно дольше, можно менять высоту звука, громкость по сигналу), поднялся ураган!!! (присоединяем к звуку движения рук – как будто качаются деревья). Ветер стал стихать (снова «шуршим» — трем ладошки друг о друга). Ветер стих (сидим, не шелохнувшись и слушаем ТИШИНУ).
***
Игра на развитие силы голоса «Дует ветер» (для детей 5-7 лет)
Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Подвижная игра «Ветер, льдинки и мороз» (игра народов Сибири и Дальнего Востока) – (для детей 6-7 лет и старше)
Играть в эту игру можно большой группой детей или группой детей вместе с родителями. В игре будет ведущий и игроки — льдинки. Все игроки стоят парами лицом друг к другу и говорят, делая хлопок на каждое слово (сначала в свои ладоши, потом в ладоши своего партнера по игре) такой текст:
Холодные льдинки, прозрачные льдинки
Сверкают, звенят, дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…
Слово «дзинь» произносится несколько раз до тех пор, пока ведущий не закричит: «Ветер!» Сразу же все игроки – льдинки разбегаются по площадке и тихо договариваются, кто с кем будет строить общую фигуру – круг («большую льдину»). Договорившись, дети продолжают движение на площадке до сигнала ведущего. Ведущий через некоторое время говорит: «Мороз!», при этом дети бегут друг к другу и встают в круг с теми, с кем они договорились строить общую фигуру-льдину. Встав в круг, они быстро берутся за руки. Правило нельзя нарушать договоренность. Взял слово — держи и вставай в ту группу, с которой договорился строить общую фигуру!
Выигрывает та группа детей, у которых в кругу собралось больше всего детей – льдинок. И собрались они быстрее.
В игре можно использовать разные движения – бег, подскоки, прыжки, ходьбу на носочках и разную музыку (игроки могут двигаться под польку, вальс, колыбельную или даже марш, при этом меняя характер движения в зависимости от характера музыки)
Подвижная игра «Ветер и листья» (для детей 5-7 лет)
Дети – «листья» стоят врассыпную. Все говорят слова, во время которых ведущий – «ветер» бежит и дотрагивается до плеча поочередно каждого ребёнка.
Кого коснулись, кружиться на месте в одну и другую стороны. По окончании слов все приседают.
Ветер по лесу летал,
ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
ветер с листьями дружил.
Выбирается новый ведущий.
***
Подвижная игра «Ветер – ветерок» (для детей 4-5 лет)
Дети идут по кругу вокруг водящего – «ветра» и говорят слова.
Ветер в парке листья кружит
В небе кружит, кружит в лужах. Кружатся вокруг себя
Их бросает нам под ножки, Взмахи руками вперёд-назад
Нам под ножки, на дорожки. Погрозит пальчиком
Ну-ка, ветер-ветерок,
Ты поймай скорей листок.
Разбегаются по залу. «Ветер» ловит детей
Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.
*«Вертушки»
Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились. Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
* «Султанчики»
В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
* «Игры с мыльными пузырями»
Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.
*!«Летающий осьминог»
Изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.
* «Воздушный змей»
Готовый воздушный змей или сделанный своими руками запускается в ветреную погоду. Дети наблюдают за направлением и силой ветра.
*«Ветер-музыкант»
«Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов (ложечки, шурупы, металлические банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались. Музыка ветра
*«Помашем веером»
Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
* «Поймаем воздух»
Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека "Опыты с почвой и ветром"
Картотека "Опыты с почвой и ветром"...
Картотека «Опыты с почвой и ветром»
Картотека «Опыты с почвой и ветром»...
Картотека игр с водой и ветром.
Подбор игр с водой и ветром для детей в летне - оздоровительный период....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека опыты с почвой и ветром
Картотека опыты с почвой и ветром...
Картотека игр с ветром
В данном материале представлены игры с ветром для детей старшего дошкольного возраста....