"Сохраним мир птиц."
проект по окружающему миру (старшая группа)

Зима – самое суровое время для птиц. Птицы могут противостоять холодам в том случае, если у них будет достаточно корма. И очень важно в конце зимы позаботиться о наших пернатых друзьях. Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ладушки»

Проект в старшей группе на тему:

«Сохраним мир птиц.»

Подготовила: Карпова Ирина Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                             

г. Камень – на – Оби

2023г.

 

«Зимующие птицы»

Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько будет их - не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

 (Александр Яшин 1967г.)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Этапы проекта

  • 1 этап – Подготовительный этап
  • - Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
  • - Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,

Зима – самое суровое время для птиц. Птицы могут противостоять холодам в том случае, если у них будет достаточно корма. И очень важно в конце зимы позаботиться о наших пернатых друзьях. Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.

Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... От голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!

Работу над проектом «Зимующие птицы» мы начали в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с воспитанниками отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили птицам надо помогать.

Выясняя с детьми, каких птиц, будем подкармливать, я пришла к выводу, что дети имеют недостаточное представление о зимующих птицах. Тогда я предложила детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц) :  11 детей назвали правильно почти всех птиц, 8 детей 6-7 птицы, а 5 детей только 3-4 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Так появилась идея создания информационно – творческого проекта «Зимующие птицы», участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Этот проект был задуман и реализован, чтобы сформировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

В своей работе я определила этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный - январь

II этап -основной (практический) - февраль

III этап – заключительный – март

Для того чтобы успешно реализовать проект мы подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме, в библиотеке взяли подборку познавательной и художественной литературы по зимующим птицам ,которую дети могли взять домой на выходные дни, с помощью воспитателя изучать в детском саду. Оформили уголок «Зимующие птицы».

В нашем саду большое внимание уделяется экологическому воспитанию. Нашей традицией стало участие семей наших воспитанников в экологических акциях Для родителей были оформлены рекомендации, домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы». Изготовлены буклеты, памятки: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как подкармливать птиц». Листовки – акции: «Помоги зимующим птицам»; «Покормите птиц зимой»; «Правила подкормки птиц», « Сохраним мир птиц». Объявили конкурс фоторепортаж «На моей кормушке» (фото, рассказывающее о подкормке птиц на кормушке).

Дома с родителями воспитанники изучали информацию в интернете о птицах, населяющих наш регион, их образе жизни, о кормушках. И работа закипела. Дети вместе с родителями смастерили кормушки из фанеры, дерева, пластика. Каждый ребёнок стремился внести свою лепту в общее дело. В итоге кормушки удались на славу. Кормушка - «сооружение» нехитрое! Она может быть сделана буквально из всего, что попадается под руку.

Кормушка-гирлянда — это нанизанный на нитку или проволоку корм(арахис, батон, кусочки сала). Проволока предпочтительнее, так как позволяет придать кормушке практически любую форму(скажем, в виде сердечка). Такие кормушки могут стать стильным украшением сада или балкона.

Кормушка-мешок. Положи корм в сетку из-под овощей(в таких частенько продают чеснок)и завяжи сверху бант для красоты. Готово!

Кормушка из большой пластиковой бутылки. Прорежь в бутылке два «окошка» так, чтобы птица могла спокойно влететь и вылететь. А верху к горлышку привяжите веревку, за которую кормушку можно будет повесить.

Домики для птиц мы развесили на территории детского сада. С детьми ежедневно наблюдали за птицами, кормили их, чистили кормушки. Дети активно приносят корм для птиц и подкармливают их. При этом мы напоминаем им, каким кормом можно кормить птиц (зёрна, не жареные семечки, крошки хлеба, несолёное сало).

 Результат наших стараний не заставил себя долго ждать, со всех сторон слетелись к нам синицы, воробьи, поползни, сойки, снегири, даже несколько раз прилетал полакомиться салом дятел. Птицам наш приём очень понравился .Время, проведённое на природе, стало для детей праздником.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чей домик», «Какой домик у птички»,

                                                       

                                                                                                                                                   

 «Разрезные картинки», «Сколько птиц на кормушке», «Дорисуй птицу». В играх воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах.

Разработала электронную дидактическую игру «Зимующие птицы». Данное пособие позволяет мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о зимующих птицах. Дидактическая игра использовалась в рамках НОД, в индивидуальной деятельности воспитателя ребёнком, также в рамках семейного воспитания.

Разработала картотеки на тему «Зимующие птицы»:

- подвижные и народные игры;

- дидактические игры;

- Загадки;

- стихи;

- словесные и игровые упражнения;

- наблюдения за птицами зимой;

- пальчиковые игры.

Для того чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем любит полакомиться, с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о птицах.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицахВ образовательной области «Познание» для расширения кругозора и развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности были проведены: Беседы на проблемные ситуации: «Почему птиц стало меньше? », «Почему птицы могут летать? ». Развивали умение высказываться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные впечатления в процессе наблюдений, чтения художественной литературы.

Беседы: «Птицы наши друзья»

«Что ты знаешь о птицах»

«Чем питаются птицы зимой? » 

«Покормите птиц зимой» 

Беседы сопровождались показом презентаций, как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В ходе проведённых бесед воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период.

 Мы обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред. Просмотрели познавательный фильм «Как живут птицы зимой». Детям очень понравилось.         

Проведены дидактические игры:

- «Четвёртый лишний», «Кто на кормушке», «Каких птиц зимой на кормушке не увидишь», «Кто что ест», «Чей хвост? », «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

- на обогащение сенсорного опыта детей: «Такие похожие разные птицы»

Обогащался сенсорный опыт детей. Упражнялись в сравнении по разным свойствам, выделяя сходство в разных объектах.

Рассматривали книги и журналы с иллюстрациями птиц.

Наблюдали за поведением птиц на участке, рассматривали и сравнивали следы птиц на снегу, оказывали помощь зимующим птицам.

Мероприятия:

- Провели семейно – экологическую викторину «Зимующие птицы», где дети вместе с родителями соревновались в эрудиции по данной теме.

Играли в дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Расскажи о птице», «Игра в слова», «Большой маленький», «Чьё это», «угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот».

Провели сравнительное наблюдение снегиря и воробья.

В образовательной области «Чтение художественной литературы» мы учились эмоциональному восприятию образного содержания произведения, в обсуждении рассказа Б. Павлова «Кто поет в зимнем лесу? » подходили к пониманию значения использования автором средств выразительности. Заучивали и читали стихотворения о зимующих птицах, обсуждали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации с изображением зимующих птиц. Проводились игры и упражнения под тексты стихотворений, потешки, пальчиковые игры на основе фольклорного текста.

В образовательной области «Художественное творчество» для развития продуктивной деятельности и приобщения детей к изобразительному искусству.

 Учились лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы Развивались умения детей украшать работу, используя стеки, палочки, семечки

Рисование

Занятия:

- »Зимующие птицы»;

- «Как розовые яблоки на ветках снегири»,

- «Моя любимая птичка»

Работа в раскрасках «Птицы»

Заключение  3 этап - заключительный

-

- представление отчёта по проведению акции «Сохраним мир птиц!»

Отчёт о проведении акции « СОХРАНИМ МИР ПТИЦ!»

В акции приняли участие: дети старшей группы, воспитатель Карпова И А., родители воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраним мир птиц!

Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без...

Акция "Сохраним мир птиц"

Фотоотчет о проведении природоохранной акции "Сохраним мир птиц"...

Экологический познавательный практико - ориентированный проект «Сохраним мир птиц!»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действ...

Творческий отчет "Птицы на кормушках" по окружной экологической акции "Сохраним мир птиц!"

Много пернатых друзей, спасаясь от холодов и бескормицы, давно мигрировали в теплые края. Но немало птиц остается с нами: голуби, синицы, воробьи, дятлы, снегири, вороны, сороки, свиристель. С наступл...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Сохраним мир птиц!"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет «Сохраним мир птиц»Тема: «Сохраним мир птиц»Автор: Буркова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детск...

Акция "Сохраним мир птиц". Игровое занятие "Покорми птиц зимой".

Игровое занятие «Покорми птиц зимой» предназначается для   детей младшей разновозрастной группы (от 2 до 5 лет). Материал  можно использовать и в образовательном процессе в ...

Проект "Сохраним мир Птиц"

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.Задачи:- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания,    роли человека в жизни птиц: внешние призн...