Исследовательская работа "Это удивительное стекло" и проект
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить  детей старшей группы с многообразием предметов из стекла, с историей возникновения стекла. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вылковский детский сад «Колосок» Структурное подразделение МБОУ

                                Вылковской СОШ  

                                image-2021-04-04 05_47_13.jpg

                                                Автор: Терёхина Настя

                                                Воспитатель: Бондаренко Наталья

                                                Петровна                                          

План исследования:

Объект исследования: стекло

Предмет:свойства и качества стекла

Вопрос: За какие качества и свойства ценится стекло?

В ходе работы я вместе с воспитателем выдвинулагипотезу: если стекло является одним из наиболее распространённых материалов современности, то человек может сделать его материалом будущего.

Намечен план:

  • познакомиться с многообразием предметов из стекла, с историей возникновения стекла (рассмотреть предметы, изучить литературу, найти информацию в интернете, расспросить взрослых)
  • провести серию опытов для знакомства со свойствами и качествами стекла
  • узнать о сфере применения стекла в современном мире (найти информацию в интернете)
  • создать коллекцию предметов и изделий из стекла
  • поделиться с ребятами в детском саду полученными знаниями

Библиография:

Энциклопедия  Кругосвет

М. П. Свешников «ТАЙНЫ СТЕКЛА»

С.А. Козлова «МОЙ МИР»

Описание работы:

Сегодня мы не можем представить жизнь без стекла. Какие тайны таит в себе стекло, почему оно ценно для нас? Чем отличается оно от других материалов? Мне стало интересно, и я попыталась больше узнать о свойствах стекла, о применении его в нашей жизни. Я стала рассматривать окружающие меня предметы, и выделять из них стеклянные. На кухни у мамы я увидела много разных вазочек, баночек, я обнаружила различные цветные стаканчики, красивые тарелочки. Когда я помогала маме мыть посуду, то поняла, что стекло тонет, так как оно тяжёлое.

               

В солнечную погоду мы с мамой провели опыт: пускали «солнечных зайчиков» и я заметила, что зеркало отражает свет. Давайте посмотрим, как появляется солнечный «зайчик». Да, солнце попадает на наше зеркальце и на стене появляется его отражение - солнечный «зайчик». 

   

   

А когда я смотрю в зеркало, то вижу своё отражение.Значит, зеркало отражает не только свет, но и всё что попадает в поле зрения.

То, что стекло прозрачное, я знала давно. Когда у нас дома установили новые окна, то я часто стала смотреть и наблюдать за прохожими, за погодой на улице. И мне стало интересно, почему через стекло всё видно? А когда в   детском саду в нашей группе появилась новая стеклянная балконная дверь, то оно стала центром наблюдений.

   

С ребятами мы провели опыт: стекло, в сравнении с внешне похожим на него пластиком, на ощупь холодное.

   

Наталья Петровна  рассказала мне, что стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто.                                                                                                                                                     Итак, получается, что гладкое и прозрачное стекло   состоит   из   совсем    не     гладких и прозрачных материалов. Не удивительно ли это? В момент   окончания      плавки    стекла мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на   один      конец    он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец    брал    в     рот     и    выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло,   мастер придавал своим  изделиям  красивую  форму  нужной  величины,  и  получались  изящные, красивые вазы, разноцветные  бусы, другие изделия. Мастера, который выдувал  стекло, называли стеклодувом.

                              i?id=c4c6fb5762c76834fa792f9468eaf123&n=33&h=190&w=286

 Температура плавления стекла зависит от его цвета. Оказывается, чем темнее перерабатываемое стекло, тем выше нужна температура для его переплавки. А ещё это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100% , не теряя при этом качества. Отслужившие свой век стеклянные изделия легко пустить во вторичное использование. Вот тогда стекло подвергается переплавке. Тогда же Наталья Петровнамне рассказала, что когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Но если битое стекло остаётся в природе, то  от перепадов температур осколки стекла  растрескиваются и крошатся. Постепенно превращаясь в конечный продукт распада – стеклянную крошку, необыкновенно сходную с песком. А так как стекло является долговечным и очень износостойким материалом, то отходы из него разрушаются в природной среде в течение сотен лет.

    Знакомство со следующим свойством стекла произошло после прочтения в детском саду сказки под названием «Осколок стекла».

   В сказке говорилось о том, что осколки разбитого стекла стали причиной лесного пожара.

                     

Мне стало интересно, может ли на самом деле в лесу случиться пожар по такой причине, ведь сказка есть сказка и часто она бывает очень далека от реальности. Мы стали вместе искать ответ на этот вопрос в энциклопедии, а потом и в интернете. Во время этих поисков мы узнали,  что осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки. И так возникает пожар. Папа мне объяснил, что увеличительное стекло или попросту лупа сильнее притягивает солнечные лучи, собирая их в один пучок, и от этого ещё быстрее может произойти возгорание. Мы в детском саду проделали опыт с увеличительным стеклом, и я сама смогла убедиться в правдивости данного факта.

   Опыт за опытом, мне становилось всё интереснее узнавать про удивительные свойства стекла. Так же мы прочитали, что с помощью современных технологий учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. А вы знаете,  почему ветровое стекло у автомобилей не рассыпается на кусочки, когда его пытаются разбить? Все просто, на ветровое стекло накладывается специальная пленка, которая не позволяет треснувшему стеклу разлететься на кусочки. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся об осколки. Это изобретение существенно снижает риск травм от осколков стекла при авариях.

                         C:\Users\1\Desktop\стекло\бронированное.jpg

Получается, что стекло может быть как хрупким, так и  очень   прочным    материалом,    в зависимости от сферы его применения. Вместе с  моей воспитательницей  в интернете мы   нашли   так же   много   информации  об использовании стекла в мире моды.

      DSCF3972.JPG 
DSCF3969.JPG

Оказалось, что в настоящее   время   уже   существуют образцы стеклянной одежды и обуви. В ходе моего исследования я не только познакомилась со свойствами стекла, но и собрала небольшую коллекцию. 

                                 DSCF3980.JPG

Стекло удивительный материал,  познакомившись с ним поближе, я узнала много интересного и теперь о нём могу сказать следующее:

  • Стекло на ощупь может гладкое или с бугорками, скользкое и холодное, но при этом тяжёлое, т.к. тонет в воде.  
  • Стекло может быть прозрачным, т.к. через него всё видно, но может быть и цветным.
  • Оно может быть очень хрупким,  легко бьющимся.
  • Стекло водонепроницаемый материал, так как практически в любую стеклянную посуду можно наливать воду.
  • Стекло хоть и твёрдый материал, но в момент плавки становится пластичным, который можно сгибать, растягивать,  придать любую форму.
  • Стекло, особенно увеличительное,  собирает солнечные лучи в пучок и от этого может произойти воспламенение легко возгораемых предметов, например, бумаги или сухой травы.                                                                                                                                                                

Широкая сфера применения свидетельствует о том, что стекло претендует на право считаться материалом будущего.  Это означает, что выдвинутая мною гипотеза верна.Заканчивая свою экскурсию в удивительный мир стекла,  я решила рассказать обо всех своих экспериментах ребятам в детском саду, и поделился с ними полученными знаниями. По завершении своей работы я поняла такую вещь: мир вокруг нас большой и интересный, многое в нём, на первый взгляд, кажется понятным и давно известным, однако это не совсем так. Мы много ещё не знаем, а потому,  чем попусту терять время за компьютерными играми, лучше внимательно посмотреть вокруг,  и мир откроет вам свои тайны.

Информационные источники:

1.П.Утевская "Рассказы о стеклянной ниточке". Детская литература 1968. рис. А. Добрицына.

2.Т. А. Шорыгина «ОСКОЛОК СТЕКЛА»

3. Мультфильм «УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"

Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"...

Мини – проект по познавательно – исследовательской деятельности «Удивительный снег»

Цель проекта:продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы.изучение процесса образования сосулек и их свойствпрактически определить свойства , снега сосулек Задачи пр...