Конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности "Удивительный песок"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с использованием технологии исследовательской деятельности
Тема: «Удивительный песок»
Автор: Усанкова М.Ф.
(с детьми подготовительной группы)
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Материал: Баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магниты, лупы, штатив с воронкой. Пособие « Секреты неживой природы. Карты с изображением вариантов использования песка.
Ход мероприятия:
Воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал правильно, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Ребята, а что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: Сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети перечисляют оборудование
Опыт № 1 Что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2 Детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3 Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседани.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжим исследовать песок.
Опыт № 4 В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый ,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5 В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, так как воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
На занятии при показе опытов используется пособие « Секреты неживой природы».
Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить, где его можно применить?
Варианты ответов детей
Воспитатель: Показывает карточки с изображениями, где и как используется песок: в строительстве, при тушении пожара, для изготовления бетона, цементного раствора, при изготовлении стекла, посыпают дороги когда на улице гололёд, в медицине, песок используется дл игр, а так же песком можно рисовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка плана-конспекта на основе использования технологии исследовательской деятельности» Тема ОД: «Удивительный магнит»
Данный конспект разработан с применением методов и приемов О.В. Дыбиной, в нем использованы различные формы и методы организации совместной деятельности педагога с детьми с учетом основных видов детск...
Конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности и здоровьесбережения "Нам водичка добрый друг"
Материал для воспитателей ДОО. Закрепление знаний о свойсвах воды; умения рационального её использования....
Конспект НОД с использованием технологии:исследовательская деятельность на тему"Экскурсия на выставку изделий из кожи"
Конспект НОД с использованием технологии исследовательская деятельность на тему "Экскурсия на выставку изделий из кожи"...
Конспект занятия с использованием технологии исследовательской деятельности и ИКТ "Этот удивительный песок"
Познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно-исследовательскую деятельность...
Конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности и ИКТ "Чудо песок" старшая группа
Данный материал полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для педагогов дополнительного образования, работающих с песочной терапией.Материал предназначен для детей старшего дошкол...