презентация "валеологическое воспитание дошкольников через игру"
презентация по окружающему миру
Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "валеологическое воспитание дошкольников через игру" | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема сохранения здоровья является одной из значимых в жизни человека. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
валеология Одна из самых важных вещей в жизни каждого человека – это его здоровье. В 1980 году ученым Израилем Брехманом был введен термин «валеология» (от лат. valeo – «здоровье»), обозначающий науку о здоровом образе жизни человека. Особо мощный импульс развития получила педагогическая валеология, изучающая вопросы воспитания и обучения человека, мотивированного на здоровый образ жизни. Валеологическое просвещение-это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов. Становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом взаимодействия взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше адаптируется к смене различных окружающих условий. Воспитание ребенка должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Не нужно применять ничего чрезвычайного. Растить ребенка нужно в спокойной, естественной, разумной обстановке.
Как создать обстановку для валеологического воспитания? Существует метод, который, можно назвать универсальным т.к. он способствует укреплению здоровья ребенка и правильному его воспитанию. Это – соблюдение режима дня . Режим объединяет в себе важнейшие требования гигиены и педагогики. Но не следует забывать о том, что ребенок нуждается в любви, нежности, внимании, как семьи, так и педагогов дошкольных учреждений. Задача педагогов - научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Игра - основной вид деятельности ребенка. Валеологические игры способствуют развитию у ребенка творческих способностей, формирует у него произвольное мышление, развивают зрительное внимание, память и воображение. Валеологические игры находятся в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Игры позволяют снять у ребенка стресс, выразить свои чувства и эмоции, избавится от каких- либо страхов, если ребенок замкнут и необщителен, приобщить его к социальной активности. В процессе валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность в игре, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов своей игры, у них появляется стремление к самовыражению . .
ВИДЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ИГР Через валеологические игры можно определить уровень знания детей о здоровом образе жизни, что является показателем интеллектуального развития ребенка и гибкости его мышления. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать механизмы, необходимые для понимания детьми, что значит вести здоровый образ жизни, и создавать условия для накопления ребенком практического опыта. Ведь игра, благотворно влияет, на общее развитие ребенка, помогает стать ему более самостоятельным и уверенным в себе. Что означает, мир игры и детства – это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир не стандартного мышления, мир воображения и творчества, способствующий успешному овладению умений и навыков, в желании быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Ведущий вид деятельности дошкольников позволяет осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков. Рассмотрим примеры игр.
В содержании работы по валелогическому воспитанию значительное место занимают дидактические игры. Дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы педагогов с детьми. Так, дидактическая игра способствует: Развитию познавательных способностей : получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; 2. Обогащению чувственного опыта ребенка , развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. 3. Развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. 4. Социально-нравственному развитию : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. 5 . Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии.
Проведение дидактической игры включает: Ознакомление детей с содержанием игры , с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них). Объяснение хода игры и правил игры . При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий , в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что не приведет к нужному результату. Определение роли воспитателя в игре , его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием). Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которые дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.
Примерное содержание дидактических игр, упражнений, заданий по ознакомлению старших дошкольников с внешними органами чувств. Зрение. «Наши помощники», «Внимание», «Угадай-ка», «Что изменилось», «Чего не стало», «Найди по образу», «Опиши соседа, друга… с закрытыми глазами», «Кто больше увидит», «Что я видел», «Подбери глаза по цвету», «Нарисуй свои (соседа, друга, мамы и т. п.) глаза», «Кто больше запомнит картинок», «Кто больше запомнит написанных слов», «Собери хоровод друзей» (комплект фигур разного цвета и размера, «Отгадай предмет», «Найди похожие коврики», «Оживи картинку», «Самая непохожая», «Соединялки». Слух . «Определи по звуку», «Кто самый ушастый», «Угадай, кто позвал», «Узнай предмет по звуку», «Повтори», «Угадай, на чем играют», «Угадай, что я сказала», «Громкая и тихая музыка», «Голоса животных», «Шумы», «Эхо», «Шарик», «Ушки», «Подбери уши зверю», «Дорисуй уши», «Чьи уши? », «Подбери слово по звучанию», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Какой звук пропал в слове», «Какой звук лишний в слове», «Замени звук другим», «Это, правда или нет», «Начальные согласные», «Какой он», «Какой колокольчик звенит», «Какой кубик звучит», «Что я делаю», «Мир вокруг нас в звуках», «Чье имя я назвала», «Узнай по голосу», «Испорченный телефон», «Откуда слышится звук». Обоняние. «Что можно сделать с носом», «Дорисуй нос», «Нарисуй, что напоминает этот запах», «Придумай названия запахам», «Подбери запах к портрету», «Для чего нужен нос», «Узнай по запаху», «Найди по запаху», «Запомни по порядку», «Подбери пару».
Вкус . «Вкусная игра», «Узнай на вкус», «Съедобные – несъедобные», «Чем отличаются», «Сладко – горько», «Какой по счету вкус», «Заколдованные порошки» (сахар, соль, лимонная кислота, «Веселое чаепитие», «Какое яблоко слаще», «Волшебная вода». Тактильная чувствительность. «Угадай, что в руке», «Что в мешочке», «Чудесный мешочек», «Опасные предметы», «Холодно – горячо», «Какой на ощупь», «Узнай предмет по контуру», «Маленькая хозяйка» (крупы, «Золушка» (горох, семена, «Веселые дощечки», «Найди геометрической фигуре дом», «Кто тебя коснулся», «Где я взяла воду», «Платочек для куклы», «В посудном магазине», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Собери матрешку», «Угадай цифру, букву» (пишется на спине ребенка пальцем или гладкой палочкой, «Догадайся, что за предмет». Поведение и здоровье . «Дерево решений», «Плохо – хорошо», «Да - нет», «Встреча с добрыми, хорошими людьми», «Поиски добрых слов», «Письмо доброго сказочника», «Пойдем и найдем добрые слова», «Мы – друзья – товарищи», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», «Путаница», «Так – не так», «Как вести себя за столом», «Вредные привычки», «Уложи спать», «Правила поведения», «Почему так случилось? » /несчастные случаи/, «Опасные предметы», «Если хочешь быть здоров».
Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются задачи: закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; формируется представление об органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются виды спорта; закрепляются правила поведения на солнце, на воде; формируется представление о дыхательной, пищеварительной, выделительной системах и их функционировании; формируется представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); закрепляются умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников....
Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"
Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что сможет помочь ребенку в этом? Конечно же игра!...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игру.
Игра – своеобразная школа для ребёнка. Он принимает определённые роли в игре, что воздействует на развитие различных чувств: доктор – внимателен и чуток; мама – добрая и заботли...
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»
laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и гор...
Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения....
Экологическое воспитание дошкольников через игру
В статье представлены игры для ознакомления дошкольников с миром природы....
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение, поэтому особо остро встала задача более широкого...