ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
статья по физкультуре по теме
Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
ЯНГЛЯЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Инструктор по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народные игры, традиции, культура, мордовские народные игры, региональные особенности, толерантность, поликультурное пространство.
АННОТАЦИЯ. Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников.
Современное общество отличает рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа. При этом остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Мы живем в Мордовии, где большую часть Республики занимают народы мордовской национальности. Каждый проживающий на этой великой земле с детства знаком с традициями, обрядами и культурой этого народа.
Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому она имеет важное образовательное значение. Народные игры, в свою очередь, являются неоценимым средством в воспитании духовных качеств, патриотического чувства детей. Современное образование уделяет большое внимание народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная игра – это близкий детям по духу вид деятельности, в котором содержится огромный воспитательно-образовательный дидактический материал. Через игру дошкольник легче понимают нравственные ценности своего народа. Она помогает донести до ребенка его нравственные идеалы, традиции, культуру. Ведь народная игра – это часть его культуры, духовно- практического опыта. Мир, воспроизводимый в играх посредствам слова, музыки действия, несет в себе вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его поликультурном пространстве.
В настоящее время роль мордовской народной игры в нашей Республике в работе с дошкольниками играет важную роль в воспитании чувства любви к родной мордовской земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Ведь известно, что игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой. Поэтому поликультурное воспитание занимает центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста, помогает избежать таких опасных в настоящее время тенденций как национальная и религиозная нетерпимость, воспитывает толерантность.
Для педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, возрастает ответственность за воспитание детей в духе толерантности и уважения традиций всех народов проживающих на территории Мордовии. Важным условием для поликультурного воспитания является создание развивающей среды для реальных возможностей развития детей, их приобщения к традициям мордовского народа через игры доступные для этого возраста. Важно научить ребенка уважать традиции своего народа, а на основе этого опыта с пониманием относиться к традициям и культуре других народов, проживающих рядом. Вот тогда ребенок с детства проникается любовью к своему народу, к окружающим его людям, чувством гордости к своей Родине.
Качественная современная развивающая игра предполагает наличие богатой материально – технической базы ДОУ: наличие мини- музей, оснащенный спортивный и музыкальные залы, групповые помещения детского сада, техническое и методическое оборудование, которые способствуют сохранению положительных эмоциональных отношений между педагогом и детьми, между детьми и сверстниками, между родителями и ДОУ. Важно помнить, что ребенок приобретает опыт, лишь увидев своими глазами, потрогав руками, услышав собственными ушами и, лишь в этом случае, с детства проникается любовью к своему народу, к окружающим его людям, проникся чувством гордости к своей Родине.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях ДОУ формировать у дошкольников представления о региональных особенностях и культурных различиях, приобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности, такие как доброта, дружба, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь.
Список использованных источников:
1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
2. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.
3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
4. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-204142-1550514809.jpg)
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-231209-1599238250.jpg)
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/11/picture-1136167-1554938292.jpg)
Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"
Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что сможет помочь ребенку в этом? Конечно же игра!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-44393-1495135961.jpg)
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-204142-1550514809.jpg)
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-819584-1536921871.jpg)
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Природа постоянно окружа...