ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
статья по физкультуре по теме
Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanglyaeva_o.a._-_tekst.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.
ЯНГЛЯЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Инструктор по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народные игры, традиции, культура, мордовские народные игры, региональные особенности, толерантность, поликультурное пространство.
АННОТАЦИЯ. Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников.
Современное общество отличает рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа. При этом остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Мы живем в Мордовии, где большую часть Республики занимают народы мордовской национальности. Каждый проживающий на этой великой земле с детства знаком с традициями, обрядами и культурой этого народа.
Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому она имеет важное образовательное значение. Народные игры, в свою очередь, являются неоценимым средством в воспитании духовных качеств, патриотического чувства детей. Современное образование уделяет большое внимание народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная игра – это близкий детям по духу вид деятельности, в котором содержится огромный воспитательно-образовательный дидактический материал. Через игру дошкольник легче понимают нравственные ценности своего народа. Она помогает донести до ребенка его нравственные идеалы, традиции, культуру. Ведь народная игра – это часть его культуры, духовно- практического опыта. Мир, воспроизводимый в играх посредствам слова, музыки действия, несет в себе вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его поликультурном пространстве.
В настоящее время роль мордовской народной игры в нашей Республике в работе с дошкольниками играет важную роль в воспитании чувства любви к родной мордовской земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Ведь известно, что игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой. Поэтому поликультурное воспитание занимает центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста, помогает избежать таких опасных в настоящее время тенденций как национальная и религиозная нетерпимость, воспитывает толерантность.
Для педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, возрастает ответственность за воспитание детей в духе толерантности и уважения традиций всех народов проживающих на территории Мордовии. Важным условием для поликультурного воспитания является создание развивающей среды для реальных возможностей развития детей, их приобщения к традициям мордовского народа через игры доступные для этого возраста. Важно научить ребенка уважать традиции своего народа, а на основе этого опыта с пониманием относиться к традициям и культуре других народов, проживающих рядом. Вот тогда ребенок с детства проникается любовью к своему народу, к окружающим его людям, чувством гордости к своей Родине.
Качественная современная развивающая игра предполагает наличие богатой материально – технической базы ДОУ: наличие мини- музей, оснащенный спортивный и музыкальные залы, групповые помещения детского сада, техническое и методическое оборудование, которые способствуют сохранению положительных эмоциональных отношений между педагогом и детьми, между детьми и сверстниками, между родителями и ДОУ. Важно помнить, что ребенок приобретает опыт, лишь увидев своими глазами, потрогав руками, услышав собственными ушами и, лишь в этом случае, с детства проникается любовью к своему народу, к окружающим его людям, проникся чувством гордости к своей Родине.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях ДОУ формировать у дошкольников представления о региональных особенностях и культурных различиях, приобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности, такие как доброта, дружба, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь.
Список использованных источников:
1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
2. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.
3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
4. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"
Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что сможет помочь ребенку в этом? Конечно же игра!...
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой воспитания...
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Природа постоянно окружа...