Познавательный проект "Домашняя лаборатория"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В непривычной ситуации самоизоляции воспитатели столкнулись с новыми для них условиями взаимодействия с детьми – элементами дистанционного обучения. Конечно, дистанционное обучение не заменит живого общения с ребенком, тем не менее время, проведенное с ребенком в режиме вынужденной самоизоляции, так же развивает, дисциплинирует, обогащает опыт и знания детей.
В нашей старшей группе в течение сентября – декабря был реализован проект «Домашняя лаборатория», целью которого было вовлечение родителей и детей в увлекательный процесс познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_proekt.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева В.П., воспитатель
МБДОУ «ДС№ 44», г. Усолье-Сибирское
Познавательный проект «Лаборатория почемучек»
Идея возникновения проекта: в период самоизоляции многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?
Информационная карта (паспорт) проекта
В непривычной ситуации самоизоляции воспитатели столкнулись с новыми для них условиями взаимодействия с детьми – элементами дистанционного обучения. Конечно, дистанционное обучение не заменит живого общения с ребенком, тем не менее, время, проведенное с ребенком в режиме вынужденной самоизоляции, так же развивает, дисциплинирует, обогащает опыт и знания детей.
В нашей старшей группе в течение сентября – декабря был реализован проект «Домашняя лаборатория», целью которого было вовлечение родителей и детей в увлекательный процесс познавательно-исследовательской деятельности.
Основная задача родителей и педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы.
Воспитатели проводили консультации с родителями, на странице группы выкладывали полезную информацию, подбирали опыты и эксперименты, объясняли этапы их выполнения. Некоторые родители решили пойти дальше и самостоятельно подбирали и проводили опыты.
№ | Название опыта | Оборудование | Тематическая неделя | Проведение опыта (инструкция) | Результат | |
1 | «Я заметен на дороге» | Значки или одежда со светоотражающими элементами (СОЭ) | «Чтобы не было беды» | Ребенок надевает одежду или значки с СОЭ. Взрослый в темноте светит фонариком на ребенка. | В процессе выполнения опыта ребенок осознает необходимость соблюдения ПДД и ношения СОЭ | |
2 | «Охотники за деревьями» | Листья деревьев | «Осенние изменения в природе» | Ребенок совместно со взрослым собирают листья близрастущих деревьев. затем взрослый показывает ребенку лист, ребенок должен назвать дерево, с которого он упал. | В ходе проведения опыта ребенок закрепляет название деревьев, совместно со взрослым создает гербарий из листьев. | |
3 | «Рисуем листьями» | Листья деревьев, пергамент, фольга, мягкие карандаши (восковые мелки, пастель) | «Осенние изменения в природе. Дары осени» | Под пергамент, фольгу, кальку ребенок подкладывает листья деревьев и затем осторожно заштриховывает карандашом. На бумаге проявляется рисунок-отпечаток листьев. | В ходе проведения опыта развивается аккуратность, воображение, творческие способности, ребенок закрепляет «осенние» цвета (красный, оранжевый, желтый) | |
4 | «Чем укрыться от дождя?» | Емкость с водой, пипетка или ложка, бумажная салфетка, носовой платок, полиэтиленовый пакет, тетрадь. | На салфетку, платок, тетрадь и пакет с помощью пипетки или ложки наносим небольшое количество воды и наблюдаем, какой из материалов промок, а какой нет. | В ходе проведения эксперимента ребенок знакомится со свойствами различных материалов и их использованием в быту. | ||
5 | «Как прочитать мелкий текст?» | Лупа, очки или бинокль, текст с мелким шрифтом или маленькая картинка | «Близкие люди, семья» | Сначала рассматриваем текст или картинку невооруженным глазом, затем с помощью увеличительных приборов. | Ребенок знакомится с увеличительными приборами, их свойствами, со способами применения увеличительных приборов, закрепляет знания в повседневной жизни | |
6 | «Свойства соли», «Можно ли спрятать соль в воде?» | Соль, лупа, стакан с водой, чайная ложка | «Мой город, моя страна» | Рассмотрим соль с помощью лупы, потрогаем руками, попробуем на вкус. Затем ложку соли опустим в воду и размешаем. | В процессе проведения эксперимента у ребенка закрепляются знания о свойствах соли, о способах ее применения в повседневной жизни. | |
7 | «Плавающее яйцо» | 2 стакана с водой, соль, 2 яйца. | «Подводное царство» | В первый стакан опустим яйцо. Что с ним произошло? (опустилось на дно). Во второй будем добавлять соль, пока яйцо не всплывет. | В ходе эксперимента ребенок узнает, что соленая вода помогает предметам держаться на поверхности, поэтому в соленой воде легче научиться плавать. | |
8 | «Путешествие капельки (круговорот воды в природе)» | не требуется | «Зимние изменения в природе. Красота зимней поры» | Во время снегопада поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее: какой она формы, какого цвета, легкая или тяжелая? Растаяла снежинка на варежке? Попробовать поймать снежинку на ладонь. Что с ней произошло? Во что превратилась снежинка? | В ходе опыта ребенок узнает свойства снега, закрепляет свойства воды, формируются представления о круговороте воды в природе | |
9 | «Почему лед не тонет?» | Стакан с холодной водой, лед | «Зимние изменения в природе. Красота зимней поры» | Опустим льдинку в стакан с водой, понаблюдаем, что происходит с льдинкой? Тонет или нет? Как ты думаешь, почему льдинка остается на поверхности? | В ходе эксперимента ребенок закрепляет свойства воды и льда, узнает, что лед легче воды, поэтому не тонет. | |
10 | «Чудо-прическа» | Расческа, массажная щетка | Взрослый предлагает ребенку расчесать волосы, энергично проводя расческой, а затем плавно отвести расчёску в сторону. Что произошло? | В ходе эксперимента ребенок знакомится со статическим электричеством, узнают, почему пушатся волосы и одежда иногда прилипает к телу | ||
11 | «Покормим Мурзика» | Корм для животных, миска с молоком, шоколад, леденец, печенье и т.д. | «Мир вокруг нас» | Ребенок предлагает своему питомцу несколько вариантов корма и наблюдает, что выберет питомец | Ребенок знакомится с особенностями питания животных, | |
Самостоятельные опыты родителей | ||||||
«Радуга из Skittles» | Блюдце, драже Skittles, теплая вода | Провела Спешилова Оксана Олеговна | По краю блюдца выкладываем драже полукругом или кругом, затем в центр блюдца осторожно вливается теплая вода и наблюдаем, что происходит | |||
«Надуваем шарик» | Поднос, пустая пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушный шарик | Провела Спешилова Оксана Олеговна | В бутылку насыпаем столовую ложку соды, вливаем уксус и быстро надеваем шарик |
Не все родители смогли поучаствовать в проекте, ссылаясь на нехватку времени, занятости на работе, но все же большая часть приняла участие в проекте: присылали фотографии, видеоролики, дети рассказывали о совместной работе с родителями с восторгом. Положительные отзывы родителей также говорят о том, что данное мероприятие сблизило всех членов семьи.
Итогом работы стал фотоотчет о совместной деятельности родителей и детей.
Цель проекта: развитие познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
- знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов;
- развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность.
Тип проекта: долгосрочный (3 месяца)
Участники проекта: дети старшей группы «Светлячки», воспитатель Андреева В.П., родители воспитанников.
Актуальность проекта: в период самоизоляции многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?
Ожидаемые результаты: в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием проведения совместных экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника, сближение и укрепление детско-родительских отношений. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию «Лаборатория молока и молочных продуктов»
Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма; развивать художественно–творческое мышление через познавательно-исследовательскую дея...
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Занятие по познавательной деятельности "Лаборатория профессора Чудакова"
Занятие по познавательной деятельности...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Лаборатория Знайки"для детей старшей группы с нарушением зрения
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы с нарушением зрения...
Презентация "Познавательно-исследовательская " лаборатория
В данном материале представлена презентация к выступлению на тему «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ »....
Конспект НОД с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Лаборатория Почемучек»
Конспекти НОД по познавательному развитию детей старщей нруппы на тему как видят разные животные...
Проект по экспериментально- познавательной деятельности "Лаборатория Всезнайки " для подготовительной к школе группе
Проект являеться долгосрочным , расчитан на 7 на 7 месяцев.Каждую неделю проводим опыт совместно с детьми, дети выдвигают различные гипотезы.....