Конспект НОД с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Лаборатория Почемучек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карнаухова Анна Юрьевна

Конспекти НОД по познавательному развитию детей старщей нруппы на тему как видят разные животные 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №43Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

НОД с детьми старшей группы

общеразвивающей направленности

по  познавательному  развитию

«Лаборатория Почемучек»

Подготовила и провела

воспитатель Карнаухова Анна Юрьевна

 первая квалификационная категория

Санкт-Петербург 2020 г.

Цель:        совершенствование умения выделять особенности исследуемого объекта через игровую деятельность

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с тем как видят разные животные средствами игры;
  • проследить зависимость особенностей зрения животных от среды обитания и образа жизни;

Развивающие:

  • путём экспериментирования через игровую деятельность установить,  как видит человек и некоторые животные;
  • учить устанавливать причинно – следственные связи в природе
  • обогатить словарь детей новым словом «шоры»;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему зрению, соблюдать меры предосторожности и правила ухода за ними.

Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа, рассказ;
  • игры: «Звуки природы», «Узнай на ощупь», «Волшебные полоски», «Кого ты видишь?»
  • экспериментирование
  • аппликация из листьев.

Материалы и оборудование: игрушечная собака, земля, цветок, удочка с мухой, банка с водой, таз с водой и игрушечными рыбами, монеты , интерактивное оборудование.


Этап

образовательной деятельности

Организация

рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Дети входят в зал,

 стоят свободно рядом

с воспитателем

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Пусть хорошее настроение будет у вас на протяжении всего дня. Подарите свои улыбки гостям, чтоб у них тоже было хорошее настроение.

Дети входят в зал и здороваются

с гостями.

Вводная часть (мотивационный момент)

Дети         подходят к игрушечной собаке; смотрят слайд «Как видит собака»

В.: Посмотрите у нас сегодня кто- то в гостях. Кто это?

(Игрушечная собака)

Слайд «Собака»

Когда я была маленькой, у нас дома жила собака Жучка, и мне было очень интересно, как она видит. Я спрашивала об этом у родителей, но точного  ответа они не знали. Когда я стала учиться в школе, я   узнала, как видят собаки и другие животные.

Слайд «Зрение собаки»

Собаки не различают цветов и все видят только черным, белым или серым. Весь мир им представляется таким, как эта фотография (демонстрация любой черно-белой фотографии

Дети беседуют с педагогом

по вопросам.

Дети обращают внимание на игрушечную собаку

Основная часть Проблемная

ситуация

Дети        стоят свободно рядом

с воспитателем; смотрят слайд  «Глаз человека»

Слайд «Глаз человека»

В.: А что вы знаете о своих глазах? (глаз человека)

-Зачем человеку глаза?

-При помощи глаз мы видим окружающие предметы, их цвет, форму.

-А знаете, что вместо глаз могут работать «помощники».

-Представьте, что вы ничего не видите. Наденьте светонепроницаемые  повязки. Сейчас вы будете слушать звуки, и называть их (Звуки природы).

-Как же вы догадались, ведь вы не видели. (Услышали)

Вывод: вашим глазам помогли уши.

-Теперь я закрою глаза одному  из вас и проведу еще один опыт. (Ребенку предлагается определить предмет на ощупь).

-Как же ты догадался, ведь ты ничего не видел? (помогли руки)

Вывод: твоим глазам помогли руки.

-Когда человек не видит, ему помогают другие органы.

-Всем людям необходимо беречь свои глаза и заботиться о них.

- Давайте сделаем гимнастику для глаз

Дети надевают светонепроницаемые повязки; играют в игру «Звуки природы»;  «Узнай на ощупь»

Оздоровительная гимнастика для глаз

Дети        стоят свободно рядом с

 воспитателем

Инструкция воспитателя с ориентацией выполнения гимнастики на интерактивное оборудование

Дети делают Оздоровительная гимнастика для глаз

Основная часть

Идут под музыку по залу

Дети идут по тропинке;

стоят свободно рядом

с воспитателем

Дети идут по тропинке;

стоят свободно рядом

с воспитателем

Дети идут по тропинке;

стоят свободно рядом

с воспитателем

Сегодня   я вам предлагаю отправиться на прогулку в парк

Слайд «Осень» музыка

-Вот мы и пришли в парк.

-Посмотрите какая красивая природа

-Как вы думаете какое сейчас время года?

- Почему?

Я предлагаю вам, дальше пойти по тропинке

- Ой ребята посмотрите, что это? (земля)

-Как вы думаете, кто может жить в земле?

Слайд «Крот»

-Кого вы видите ? Давайте рассмотрим это животное

- Где он живет? (Ответы детей)

- А почему крот живёт под землей?

- Потому что, он приспособлен жить под землёй и свет ему не нужен.

-Присмотритесь внимательно. У крота веки практически срослись, полностью закрыв глаза.

-Почему у крота такие глаза ?

-Так природа защищает его от попадания земли в глаза Крот плохо видит, еле-еле различая свет

-Возьмите полоски и посмотрите через них

- Вы различаете предметы? ( нет), а свет видите? (плохо)

- Проведите ладонью перед полоской. Что вы увидели ( тень )

-Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно, когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.

Идем дальше по тропинке

- Посмотрите, что это?

(цветок) Вы его видите? А это?  (воспитатель резко взмахивает  «удочкой» и «муха» быстро пролетает перед глазами детей). Заметили? Повторю еще раз. Посмотрите, кто здесь у нас спрятался? (лягушка)

Слайд «Лягушка»

Узнаем, как видит лягушка.  Посмотрите на экран.

Так вот, лягушка не увидит не растение, не карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Лягушка видит только движущие предметы.

- Как вы думаете, для чего лягушка выбрасывает язык?

Она видит насекомых, пролетающих мимо, выбрасывает липкий язык, как бы выстреливая им, и насекомое приклеивается. Так она добывает себе пищу.

Идем по тропинке дальше

- Посмотрите мы с вами дошли до пруда

Слайд рыба

- Кто в нем плавает? (рыбы)

-А еще кто может плавать в пруду?

- А хотите узнать как видят рыбы?

Перед вами лежат две одинаковые монеты, рассмотрим их внимательно. Опустим одну монету в банку с водой.  Давайте теперь   рассмотрим монету в воде.

-Хорошо ли видно монету? (хорошо)

Сравните монету  в банке с той, которая лежит  на столе. Какая  кажется больше? Значит, вода увеличивает предметы, но рыбы привыкли к этому и им это не мешает.

-Посмотрите кто то к нам скачет?

Детям предлагается

принять решение, пойти в парк.

Дети беседуют с воспитателем

по слайду «Осень», высказывают свои предположения

Дети    беседуют с педагогом

по вопросам. Смотрят слайд «Крот»;

рассматривают предметы через полоски. Игра «Волшебные полоски»

Дети    беседуют с педагогом

по вопросам; рассматривают цветок, муху; смотрят слайд «Лягушка»

Дети    беседуют с педагогом

по вопросам; рассматривают пруд, кто плавает в пруду; слайд «Рыбы»; экспериментируют

Смотрят слайд «Лошадь»

Физкульминутка/ динамическая

пауза

Дети стоят   врассыпную

Инструкция воспитателя с ориентацией выполнения гимнастики на интерактивное оборудование

Дети делают физкультминутку «Едет котик на коне»

Основная часть

Дети стоят   врассыпную

Дети  под музыку идут по залу

Во время работы лошади надевают наглазники их правильное название - шоры

-Как вы думаете для чего?

Давайте проверим, зачем это надо.  Приставьте ладошки сбоку к глазам. Вы видите, что находится справа и слева от вас?

-У лошади глаза находятся сбоку и она может видеть практически все вокруг себя. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы тяжело ориентироваться на улице, поэтому ей надевают шоры.

Как быстро пролетело время. Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети    беседуют с педагогом

по вопросам; игра «Кого ты видишь?»

Рефлексия:

итог НОД.

Оценка

деятельности детей

Дети стоят свободно перед воспитателем.

Вот мы и вернулись в детский сад.

-Вам понравилась наша прогулка в осенний парк?

- Что интересного или кого вы встретили на своем пути?

- Чем вам запомнились животные, которых мы встретили?

- Как помогают органы чувств животным и людям?

- Зачем нам необходимы органы чувств?

- Почему вы думаете, что все органы чувств важны для человека и животных?

-Молодцы!

- Посмотрите, какой красивый букет я собрала в парке.  Мы сейчас пойдём в группу и из этих листьев сделаем аппликацию животных, которые нам встретились в парке.

Дети возвращаются в детский сад с букетом листьев для аппликации

Список используемой литературы:

1. Позновательно – исследовательская деятельность 5-6 лет  И.С. Батова.

2. Как устроено тело человека  Альбер Барилле.

3. Детская энциклопедия «Жмвотные планеты» Елена Папуниди.

4. Животные. Моя первая энциклопедия Кэтрин Д.Хьюз

        5. Интнрнет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по речевому развитию "Лабиринт сказок"

Конспект занятия по развитию речи, выполненный в виде квеста. Детям предлагается задача - отыскать спрятанную Кощеем Бессмертным книгу сказок. Выполняя различные задания дети получают части ключа. Соб...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по здоровьсберегающей деятельности «Молоко, молоко для здоровья нам дано» (с использованием экспериментально-игровой и здоровьесберегающей технологий).

Конспект педагогического мероприятия "Молоко, молоко для здоровья нам дано"для детей старшей группы, с использованием эксперементально-игровой и здоровьесберегающей технологии.Педогогическое...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)

Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию  «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)...

Конспект занятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности с использованием ИКТ«Зимующие птицы»

Методическая разработка Конспект занятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности с использованием ИКТ«Зимующие птицы»...