«Поможем лесу – спасём планету»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«Поможем лесу – спасём планету»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolosova_l.v._-_didakticheskaya_razrabotka.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча Белгородской области»
Тема «Поможем лесу – спасём планету».
Автор:
Колосова Лариса Владимировна, воспитатель
Аннотация:
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Настоящая разработка занятия содержит материалы по организации и проведению экологического образовательного мероприятия в защиту природы. Данная разработка может быть реализована на занятиях познавательного цикла, а также, в рамках месячника экологических знаний. Материалы подобраны с учётом возрастных особенностей обучающихся и адресованы педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Важность и актуальность выбранной темы определяется необходимостью накопления знаний в вопросах формирования экологической культуры дошкольников.
Все задачи реализуются через игровые ситуации.
Методическая разработка предназначена для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций.
Тема: «Поможем лесу – спасём планету».
Цель:продолжать знакомить детей с детей с деревьями, воспитывать любовь к природе, способствовать формированию экологической культуры старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с деревьями, произрастающими в Белгородском крае; дать понять детям важность сохранения лесов, значение роли людей в их сохранении; уточнить правила поведения в лесу.
Развивающие: формировать у дошкольников начала экологической культуры, понимание зависимости сохранения природы от поведения людей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе (растениям, животным), способствовать выработке элементарных экологических поведенческих правил.
Связная речь детей: побуждать детей отвечать полными, распространёнными предложениями; воспитывать навыки коммуникативной деятельности.
Словарь и грамматика:заповедник, лесничество, питомник, лесное хозяйство, лёгкие планеты, джунгли.
Оборудование: конверт с письмом, доска, презентация «Заповедники Белогорья», плакаты: «Зачем нужен лес», «Как Лесник бережёт лес»; знаки «Правила поведения в лесу», карточки для игры «четвёртый лишний», коробки с семенами разных деревьев, подносы с засушенными листьями.
Предварительная работа:
1.Беседа «Лес- наше богатство»;
2. Презентация «Заповедники Белогорья»;
3.Рассматривание иллюстраций «Деревья и кустарники»;
4. Подвижные игры «Раз, два, три – к дереву беги (Ели, берёзе, тополю…), дидактические игры: «Ветка, где твоя детка» и другие;
5. Беседа « Правилаповедения в лесу»;
6. Участие в акции «Сбереги дерево - сдай макулатуру».
Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя), наглядные, практические.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитанники стоят полукругом, перед интерактивной доской.
В группе слышен шум ветра.
Педагог: - Ох, ребята кажется ветер разыгрался, пойду дверь закрою
(идёт к двери и приносит конверт с письмом).
Педагог: - Ребята, я нашла какое-то письмо, видно ветер принёс его
издалека. На конверте адрес нашего детского сада. Давайте прочитаем письмо. Так, это письмо от жителей далёкого леса: белок, бурундуков, ежей, зайцев, лис. Они пишут, что их лес пострадалот пожара и просят у нас помощи. Чем мы можем помочь?
Актуализация интереса детей
Педагог: - Ребята, а давайте вспомним, что такое лес? (ответы детей).
- Верно, лес - это множество деревьев, кустарников, трав, животных, птиц, насекомых. Лес для его обитателей является настоящим домом.
Поисковый этап
Педагог:- Скажите, дети, а как вы думаете, человечеству нужен лес? (ответы детей)
Педагог:- Да, если вы посмотрите на экран, вы поймёте, что лес – это не только жильё для лесных обитателей, древесину используют для изготовления мебели, игрушек для детей и многого другого (на интерактивной доске демонстрируются картины леса, лесных обитателей, деревообрабатывающей промышленности).
Мотивационный – ориентированный этап.
Актуализация к содержанию.
Педагог:- А вы, знаете, как люди заботятся о лесе, помогают ему стать здоровым и красивым? (ответы детей).
Педагог:- Правильно, люди убирают засохшие деревья, подкармливают животных и птиц, а ещё следят, чтобы деревья не болели. А ещё есть правила поведения в лесу, которые известны взрослым и детям. Давайте вспомним о них. Подойдите к столу и расскажите, что обозначают эти значки.
Ответы детей:
1.- В лесу нельзя шуметь.
2. - В лесу нельзя разводить костёр.
3. - Нельзя рвать цветы и ломать деревья.
4. - Нельзя трогать гнёзда птиц.
5. - Нельзя забирать домой детёнышей животных и птенцов.
6. - Нельзя топтать ядовитые растения и грибы: для животных они могут быть лекарством.
(Обучающиеся называют правила и находят соответствующий знак)
Педагог: - Правила поведения в лесу вы знаете, а теперь, давайте на лесной полянке погуляем.
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Вместе присядем, травку раздвинем –
Гриб мы нашли под кустом.
Дружно из леса дети уходят,
Снова вернётся потом.
Педагог: - Полянка осталась в лесу. А мы с вами должны помочь жителям пострадавшего леса, помните, ребята?
К сожалению, на нашей планете становиться всё меньше лесов, но люди всё равно стараются их сохранить. Для этого они создают заповедники, охраняемые зоны.
А вы знаете, что такое заповедники? (ответы детей)
Педагог:- Правильно, ребята, это место, где запрещены вырубка деревьев, охота, в заповедники нельзя заезжать транспорту. У нас, в Белгородскойобласти тоже есть особо охраняемые места.
(Просмотр презентации «Заповедники Белогорья»)
Педагог:- Не забывайте, что леса важны не только для нашего края, но и для всей планеты Земля. Леса называют «лёгкими планеты», т.е. если много лесов на Земле, значит, вся планета дышит чистым воздухом. А ещё, леса в зависимости от произрастающих в них деревьях, называют по разному.Лиственные – это значит, что там растут деревья с листьями, смешанные – хвойные и лиственные,а ещё есть тайга – огромный лес в Сибири. А в жарких странах лес называют джунглями.
Педагог: - Ребята, а теперь подумайте, как же мы можем помочь восстановить пострадавший лес? (ответы детей)
Педагог: - Конечно, можно посадить маленькие деревца. Как вы думаете, где ж их берут люди? (ответы детей)
Педагог:- Я согласна с вами, молодые деревья можно вырастить из семян.
Подойдите к столу (на столах лежат картинки с изображением деревьев, их листьев и семян). Отгадайте загадку и покажите на картинке дерево.
Игра «Отгадай и назови».
Педагог: - Вы, ребята, правильно отгадали загадки, молодцы, даже не ошиблись. А вы знаете, что люди выращивают деревья из семян на специальном огороде, который называется питомник. (на интерактивной доске появляется изображение питомника).
Для этого они собирают семена разных деревьев, кустарников и сеют их на грядках. (изображение на интерактивной доске).
Когда маленькие деревца подрастут, они отправляются в разные лесные хозяйства и скоро из них вырастут настоящие леса. Лесничествам помогают собирать семена взрослые и дети. Мы с вами тоже принимаем участие в акции «Зелёная столица» и собираем каштаны, жёлуди, семена акации, липы, берёзы.
Итак, что же мы можем сделать, чтобы помочь вырастить новый лес? (ответы детей)
Педагог: – Правильно, собрать семена растений и передать их в питомник, чтобы работники лесного хозяйства вырастили деревца и отвезли их туда, где из них и вырастет новый большой лес.
А теперь, ребята,я приглашаю вас «IT-лабораторию».
Педагог предлагает детям распределиться по двое и выполнить задание на планшетах:найти к определённому дереву листья и плоды. Педагог контролирует работу воспитанников, помогает если у ребят возникают трудности.
Рефлексивно-оценочный этап:
Объективизация (осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности.
Педагог:- Становитесь, дети, в круг, возьмитесь за руки.
Сойдитесь в середину круга, поднимите соединённые руки вверх и скажите:
- Крепко на земле стоим,
Погибнуть лесам не дадим!
Продолжение образовательного взаимодействия взрослых с детьми в семье.
Семейные беседы, экскурсии в природу, подготовка лепбуков по теме занятия, путешествие в виртуальные музеи Белгородской области, рисование на темы: «Лес- наше богатство, берегите его», «Сохраним природу вместе».
Литература.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Рыжова, Н. А. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 26-34.
- Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова// Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 21 - 27.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД "Спасём планету Математики"
Тема: Спасём планету Математики!Цель: Закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей к концу подготовительной к школе группы.Обучающие задачи: - Продолжать учить составлять пр...
Технологическая карта занятия «Спасём планету «Спорт».
Конкурс «Урок здоровья» сетевой информационно-просветительской кампании «Здоровье – путь к успеху»Технологическая карта занятия «Спасём планету «Спорт».Засухина А.Л. МБДОУ «Крутинский детский сад «Све...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛ.ГР. «СПАСЁМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛ.ГР.«СПАСЁМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»Цель: создать праздничное настроение, укрепить дружеские отношения между детьми.Задачи:Образовательные:- формировать у детей умение пони...
Конспект ОД по познавательному развитию. "Сбережем электричество – спасём планету!". Старшая группа (видеоматериал)
Цель: создание условий для формирования у детей предпосылок к возникновению экологического сознания путём обогащения знаний о способах энергосбережения....
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе«Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работ...
План-конспект к комплексному занятию (познавательное развитие и рисование) в подготовительной группе. «Спасём планету Марсиандия»
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом которого, должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а ...
Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»
Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»Цель:Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, мотивировать детей ...