Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему: "Звери и птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

Цель: систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_zhizn_zverey_i_ptits_zimoy.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему: "Звери и птицы зимой"

Цель: систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.

Задачи:

- Закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов;

- Проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

- Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке;

- Развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

- Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать культуру ведения диалога:

- Умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы; развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование: запись с звуками диких животных, маски зверей, конверты с заданиями «Собери животного».

Ход НОД:

В: Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей).

В: Я, вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, а сначала отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

В: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

В: Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

Зима - не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Много снега – много хлеба.)

В: На какой тройке прилетела зима? (3 месяца)

В: Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.

В: Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

В: Наша русская зима, словно сказочное царство.

- Декабрь - первый месяц зимы. Про него говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

- Январь – середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

- Февраль - злой, холодный, ветреный месяц, не хочет уступать свои права. Он последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

В: Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (в зимний лес.)

В: Ребята, Зима приглашает нас пройтись по лесным полянам и посмотреть её владения.

В: Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

Динамическая пауза (имитация)

Действия выполняются в соответствии с текстом

В лес мы собираемся

Вот так одеваемся:

На голову – шапку,

На ножки – сапожки,

Шубку застегнем,

В зимнюю сказку войдем.

В: Вот мы и добрались до леса.

В: Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

В: Наша с вами задача – отгадать загадки:

Она спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

Белка. На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

В: Ребята, как белки приспособились к зиме? (делают большие запасы еды)

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.

В: Ребята, а как заяц приспособился к зиме? (заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги, заяц ест ветки и кору деревьев).

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

В: А как медведь, приспособился? (медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы).

В: А ещё какие животные, поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (в спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

Лиса.

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку, на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

В: Как лисы приспособились к зиме? (лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье)

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный?

Волк Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

В: Как волки приспособились к зиме? олки питаются мясом животных, у них теплые шубы).

В: Молодцы, ребята.

В: А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)

Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

В: Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

В: А что можно положить в кормушку? (хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

Дид. игра: «НАКОРМИМ ПТИЦ»

В: Вот кормушка на ней птицы, посмотрите всё ли здесь верно?

Дид. игра: «Что лишнее».

В:  На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом? (Зимующие)

В:  Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой.

Стихотворение Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В: Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одну игру

Дид. игра: «Собери животного»

(в конвертах части тела животных, нужно правильно собрать и назвать животного)

В: Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Рефлексия:

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе на тему "Звери и птицы зимой"

Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Птицы и звери зимой»Цель: Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.Задачи:закрепить и обобщи...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе по теме «Птицы»

Способствовать формированию обобщенных представлений детей о птицах; как птицы приспособлены к жизни в разное время года. Уточнить названия и отметить особенности часто встречающих...

Конструкт занятия по ФЦКМ (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Звери зимой»

Конструкт занятия по ФЦКМ (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Звери зимой»Цель:Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.Задач...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему "Звери и птицы зимой"

Данный конспект поможет воспитателю систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой....

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»

В электронном интерактивном учебно-игровом пособии представлен материал для старших дошкольников по теме «Зима», который может быть использован воспитателями как общеразвивающих групп ДОУ,...

конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Куда улетают птицы?"

Цель: дать детям представление о птицах (внешний вид,среда обитания и т.д. ) их разнообразии.Задачи:Обучающая: учить делить на перелетных и  зимующих на основе связи между характером корма и спос...