Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создана у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
«Дикие животные зимой»
Цели:
1. Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создана у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
2. Развивать мыслительную деятельность, речь, память, внимание.
3. Воспитывать понимание тог, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.
Содержание организованной деятельности:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичке- сестричке
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
2. - Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.
Я предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес. (Выслушиваются короткие рассказы детей).
3. – Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой меняется цвет шубки? Да для того, чтобы легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно – серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей (демонстрируется иллюстрация).
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Она тоже подготовлена для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и всё хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был? (серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белеет спинка и бока.) Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка7 (Дети высказывают своё мнение).
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А вот главные враги зайчишки – лиса и волк
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
4. Сообщение о лисе приготовила нам….
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу, готов напасть.
(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение).
А вот каких животных встретить зимой нельзя? Оказывается некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленном мохом, сухой травой; медведь в берлоге. Они осенью стараются наесться сытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается то сна.
(Медведь)
…. подготовила нам сообщение о медведе.
5. Физминутка
У нас славная осанка,
Мы свели лопатку,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята,
А как мишка косолапый,
А как заинька трусишка,
А как серый волк - волчишко,
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик славно потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируют повадки зверей)
6. Д. и. «Кто, лишний?». Раздаются карточки, на которых наклеены изображения домашних животных, зверей, птиц. Дети исключают лишнего.
7. Д. и. «Четвертый лишний». Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое считается лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.
Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)
Волк, лиса, лось, оленёнок (Оленёнок – детеныш, все остальные – взрослые животные)
Волк, лиса, ёж, заяц (Заяц – травоядное животное, у всех остальных в рационе мясо).
Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка - домашнее животное, все остальные – дикие)
Лось, рысь, сова, куница (Два решения: во- первых лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во – вторых, лишний – лось, так как он травоядный, все остальные – хищники).
Белка, крот, лось, заяц. (Лишний - крот, так как у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у неё домик на дереве).
Бельчонок, кабан, рысь, олень (Здесь может быть два решения. Во- первых, лишний – бельчонок, так как он детеныш, все остальные – взрослые животные; во- вторых, лишняя – рысь, так как она хищница, все остальные травоядные.).
Детям, которые давали правильные ответы во время занятия, даются фишки.
8. Д. И. «Собери животное».
Детям раздаются разрезные картинки, дети собирают животное.
9. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Отметить детей, которые отличились на мероприятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные зимой»
Цель занятия: закрепление знаний о диких животных зимой.Задачи: расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; закрепить в речи детей название диких животных...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"
Домашние животные и птицы, их польза для людей...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"
Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...
занятие по ФЦКМ в старшей группе Дикие животные и их детеныши
Цель занятия:Образовательные цели: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, белка, ...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе " Дикие животные зимой".
Расширение знаний о диких животных....
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Дикие животные зимой"
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.Ознакомить детей с предложением, словом, слогом. Задачи:Образовательные:1. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов.2. За...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Дикие животные зимой в лесу»
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Дикие животные зимой в лесу» ...