Познавательно-исследовательский проект «Воздушные чудеса»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Объект исследования: воздух.
Цель: С помощью опытов выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
• Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
• Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения.
• Организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozdushnye_chudesa.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Воздушные чудеса»
Актуальность
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается, что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить знания детей о воздухе.
Объект исследования: воздух.
Цель: С помощью опытов выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
• Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
• Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения.
• Организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск.
Гипотеза:
Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Методы исследования:
-беседа
-рассуждение
-наблюдение
-опыты
-обобщение
1. Подготовка к исследованию
1.1. Сбор необходимой информации для проведения исследования
Один из воспитанников группы Таня пришла в детский сад и спросила «Из чего делаются мыльные пузыри», а другой ребенок Илюша, сказал: «Что они, из мыла делаются!». «Да, - ответила Настя, - и еще из воды». А я добавила: «А еще из воздуха». Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда я стала надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
Выбор темы исследования был обусловлен интересами детей к свойствам воздуха, к экспериментальной работе. Вместе с детьми мы обсудили, где можно найти информацию о воздухе (прочитать в научной литературе, спросить у родителей, поискать в интернете).
1.2. Составление плана работы по реализации исследования
Для того чтобы найти необходимую информацию мы с группой обратились к книге Н. Рыжова «Воздух вокруг нас», родители искали информацию в интернете. Благодаря этому мы узнали, что пятую часть потребляемого воздуха вырабатывают зеленые насаждения, за что их и называют «легкими планеты». Самой крупной «кислородной фабрикой» на Земле считаются амазонские джунгли.
Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Несмотря на то, что вы не видите воздуха, не можете попробовать его на вкус или осязать, воздух отнюдь не является пустотой. Воздух представляет собой часть окружающей нас материи. Материя может быть твердой, жидкой или газообразной. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Однако воздух нельзя назвать газом, потому что в действительности он состоит из смеси определенных газов. Причем на два из них приходится 99 % от всего объема воздуха. В любом месте на Земле воздух состоит на 78 % из азота, а на 21 % — из кислорода. Кроме того, в нем всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, выделяемого при дыхании живыми существами, в том числе и человеком.
1.3. Постановка проблемных вопросов
У детей возникли вопросы, на которые они хотели бы найти ответы в ходе исследования:
• Что такое воздух?
• Откуда берётся воздух?
• Как можно увидеть воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
2. Проведение исследования
2.1. Проведение экспериментов с воздухом
Для исследования свойств воздуха при проведении опыта нам потребовались следующие предметы и материалы: полоски легкой бумаги (1.0 х10,0 см, стакан, трубочки, воздушные шарики, полиэтиленовый пакет, камешек, мыльные пузыри.
Мы аккуратно взяли за краешек полоску бумаги и подули на неё. Она отклонилась. Значит, мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки, мы чувствуем сильное и слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется – ветер. Люди научились его использовать, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед. Мы узнали, что ветер – это движение воздуха.
Кирилл задал вопрос: «Можно ли поймать воздух?», после чего мы провели следующий опыт. Каждый из детей взял в руки полиэтиленовый пакет и начинаем ловить воздух, кто поймал, удерживаете его в пакете. Что у нас оказалось в нутрии пакета? – Арсений ответил: Воздух. Какой он? - Денис ответил: бесцветный, прозрачный. А теперь давайте его выпустим, каким стал пакет? Вероника дала ответ: Что пакет стал пустым, тоненьким, плоским потому что там нет воздуха. Мы сделали вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. Я задала вопрос детям: «Ребятки, подумайте и скажите, где и как люди используют «запертый» воздух? Ответы детей были следующие: надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, спасательный круг.
Я предложила детям пройти за столы, на которых приготовлены стаканы с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте в неё. Что вы видите? Саша ответила: «В воде появились пузырьки»; что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? – Ариша объяснила, что когда мы дуем в трубочки, мы выдыхаем воздух, который внутри нас, поэтому появляются пузырьки.
Интересно, есть ли воздух в камне? Возьмите стаканчиков с водой и положите камень. Понаблюдайте, что будет: на поверхность начнут подниматься пузырьки. Это значит, что и в камне воздух есть.
Ребята скажите мне, когда в морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар - что это? «Это воздух теплый в окружении холодного» - ответил Артем.
Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много, и мыльная оболочка не выдержала.
Давайте с вами надуем наши воздушные шарики,что внутри наших шариков? – Рита ответила: Воздух. А для того чтобы нам услышать воздух, предлагаю вам медленно выпускать воздух из воздушного шарика.
Если мы подставим руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...