Консультация для родителей «Формирование знаний об окружающем мире у ребёнка в семье».
консультация по окружающему миру (младшая группа)
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Формирование знаний об окружающем мире у ребёнка в семье»
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребенка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Ознакомление ребенка с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Поэтому необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире. Главная задача обучения и воспитания детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать свойственный детям эгоцентризм. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях, общении. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Для ознакомления детей с окружающим миром широко используют прогулки, особенно для ознакомления с природой. Здесь родитель может ознакомить ребенка с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с появлением травы, листьями, цветами, насекомыми, птицами и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, листьями. У детей младшего возраста накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Поэтому уважаемые родители, рассказывайте малышу обо всем, что он спрашивает. Удовлетворяйте его "почему". Но давайте присмотримся, как гуляют дети, вернее, как организуют прогулку родители. Одни стараются все время ребенка вести за руку, считая, что так спокойнее и надежнее. Другие предоставляют малышу полную свободу действий, а сами в это время читают, вяжут, занимаются хозяйственными делами. Крайности всегда плохи, и в данном случае—тоже. Излишняя опека, ограничение инициативы воспитывают робость, боязливость, неуверенность в своих силах, а полная бесконтрольность может породить своеволие, необузданность. Но не только в этом дело. Плохо организованная - прогулка не дает всего того, что она может дать. Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг изменения, наблюдать за явлениями природы. Светит ли сегодня солнышко, идет дождь или дует ветер, холодно или тепло? Обратите на это его внимание, как только вы вышли на улицу, в момент смены обстановки ориентировочные реакции особенно обострены. Ребенок способен тонко подметить сезонные изменения в природе, рост растений, появление новых цветов на клумбе. Можно через определенные интервалы времени приходить с ним в парк, сад, на огород и смотреть, что здесь изменилось, причем не только рассказывать ему, но и стараться, чтобы говорил он. Обращаясь с вопросом к ребенку, взрослый побуждает его к мыслительной деятельности, учит «смотреть и видеть», «слушать и слышать». Кроме изучения природы, на прогулке с ребенком изучают транспорт, правила дорожного движения. Заходя с ребенком в магазины, аптеки, на почту и т.д. Вы знакомите ребенка с социально – бытовой сферой, с трудом людей (профессиями). Главная Ваша задача – это как можно больше рассказывать ребенку, обращать его внимание на «всякие мелочи», как можно более развернуто отвечать на его вопросы, быть примером во всем. Так, например, никогда сами не нарушайте правила дорожного движения! Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас – родителей! Кроме прогулки Вы изучаете окружающий мир и дома. Вы читаете детям рассказы, патриотическую литературу, энциклопедии, рассматриваете интересные картинки, привлекаете к посильному участию в домашних делах, к участию в подготовке различных семейных праздников. Так если ребенку рассказать, что каждый член семьи имеет свои обязанности, и определить обязанности ребенку, можно научить его уважать свой труд и труд других взрослых. В этом возрасте главное не допустить самостоятельного изучения малышом явлений окружающего мира. Например, дети, особенно мальчики, любят "проводить эксперименты" с огнем. Им интересно узнать, что из обихода квартиры может гореть, причем "костры" устраиваются в укромных уголках, чтобы не заметили взрослые. Пристальное внимание привлекают электрические розетки (интересно не только втыкать и вытаскивать вилку настольной лампы, но попробовать засунуть в нее, например, гвоздь). Игры с режущими предметами (ножницами, ножами) тоже очень привлекательны для ребят. Вот почему в дошкольный период нельзя ослаблять внимания к ребенку. Что же касается вещей, представляющих опасность для малыша в этом возрасте, то, пока не пришло время научить его ими пользоваться, продемонстрируйте эту опасность на доступных сознанию ребенка примерах. Занимаясь со своим ребенком, помните, что в 2-3года ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает. Он постигает мир под девизом "Хочу все знать!". И ориентировка в окружающем мире, является фундаментом умственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют кл...
Конспект НОД в средней группе по формированию знаний об окружающем мире с использованием здоровьесберегающих технологий "Будем здоровы"
Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни. Задачи:Обучающие:- формирование у детей потребности в бережном отношении к здоровью- формировать навыки укрепления своего...
Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»
Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...
Консультация "Развитие речи дошкольников в формировании знаний об окружающем мире"
В консультации даны рекомендации родителям и педагогам ДОО по развитию речи в процессе формирования знаний дошкольников об окружающем мире....
Консультация для родителей " Виртуальные экскурсии как условие формирования знаний об окружающем мире у дошкольников".
Консультация предназначена для родетелей детей дошкольного возраста....
Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте....