Сценарий образовательной деятельности «Животные нашего леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы: «Природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_nod_zhivotnye_nashego_lesa.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Блок Программы: «Природа»

Тема: «Животные нашего леса»

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Цель: формирование у детей представления о животных нашей местности: зайце, медведе, еже, белке, лисе о наиболее ярких признаках их внешнего вида, особенностях питания, влияния сезонности на их жизнь.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
  • формировать навыки связной речи у детей;
  • формировать навыки мыслительной деятельности;
  • формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск бумаги».

Развивающие:

  • развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром;
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, воображение детей;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас;
  • развивать мелкую моторику рук и пальцев;   

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным.

Планируемый результат: умеют слушать друг друга, проявляют познавательный интерес  к окружающей природе, узнают и называют диких животных по признакам, расширяется словарный запас.

Средства, оборудование, материалы:

Наглядные: картинки с изображением животных леса; листы бумаги с силуэтами бельчат, салфетки,

листы бумаги, гуашь

Технические средства: аудиозапись «Звуки леса», презентация «Животные нашего леса».

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

В группе развешаны макеты деревьев иллюстрации деревьев.

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите кто это?

Правильно, а как можно их назвать одним словом?

- Да, животные. А какие животные: дикие или домашние? Правильно, дикие животные. А где живут дикие животные? Конечно, в лесу. А почему их называют дикими?
Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, где и как живут дикие животные в лесу?

Дети рассматривают иллюстрации.  - Медведь, лиса, заяц, белка, ежик.

- Животные.
-  Дикие.

-  Дикие животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

1.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

 Давайте вспомним правила поведения в лесу:

- Не вырывать кустарники с корнем.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не забирать из леса животных.
- Не обижать лесных насекомых.
- Не рвать цветы.
- Не ловить бабочек и стрекоз.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.
- Не бить стекло.

В лесу ещё есть несъедобные грибы, их нельзя есть, и портить не надо. Ими питаются животные.
Правила вспомнили, теперь отправляемся в лес.

Звучит аудиозапись со звуками леса.
По тропинке в лес пойдем, (дети шагают)
Лужу мимо обойдем, (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, ( «перепрыгивают» на двух ногах)
Посмотрели мы налево, (поворот головы налево)
Посмотрели мы направо, (поворот головы направо)
Посмотрели в облака, (тянутся на носочках, смотрят вверх)
Ах, какая красота! (развести руки в стороны).

 (загадочным голосом).

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

- Почему вы решили, что это лес?

- Правильно!

Дети называют правила поведения в лесу, которые не знают, добавляет воспитатель

Воспитатель с детьми встают друг за другом и идут, слушая звуки природы.

Дети выстраиваются друг за другом и идут по предложенной тропинке, преодолевая препятствия. Идут большими шагами, перешагивая лужи. Прыгают

-В лес

- Птицы поют, вокруг много деревьев.    

2.

                                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Показ презентации.
1слайд:

Ну, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь хорошо и красиво! Светит солнышко, слышны птичьи голоса!

На Земле обитает множество разных животных. Они по-разному получаю необходимую для жизни энергию. Одни едят растения, а другие ради пропитания ловят животных. Звери-охотники вооружены острыми когтями и зубами и умеют быстро бегать. Есть животные, которые охотятся в одиночку, а есть и те, которые выслеживают добычу совместно.

Место, где живет животное, называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то животное погибнет. Сегодня многие животные находятся на грани выживания, а значит, могут исчезнуть навсегда.
2 слайд.

Сейчас мы проверим, правильно ли вы назвали  диких животных, а поможет нам в этом мудрая сова. Она приготовила для вас загадки и рассказы о животных.
Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Белка – умна, проворна.

Белка относится к отряду грызунов. У нее зубы растут на протяжении всей жизни. Поэтому белке по зубам даже самые твердые орешки. Хвост белки очень красив. Но такой красивый хвост не только украшение – именно он, словно маленький парашют, помогает совершать белке длинные прыжки с ветки на ветку. Живут белки в круглом гнезде. Своё гнездо лесная жительница формирует из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было по мягче да потеплее. Весь день белка проводит в хлопотах, собирая пищу и заготавливая запасы на зиму. Питаются белки орехами, грибами, ягодами и молодыми побегами растений. Осенью, делая запасы на зиму, белка может закапывать припасы в землю, чтобы потом зимой откопать их. Память у белки очень хорошая. Она хорошо запоминает все свои тайнички, и даже под самым толстым слоем снега белка без труда найдет их.

Ребята, скажите, какая белочка?

 3 слайд. 

«Угадай и расскажи, что ты знаешь об этом животном».

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Косолапый и большой,

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник, который живет в лесу, - это бурый медведь. Медведь – это хозяин леса. Бурого медведя часто называют косолапым. Но это не мешает мишке ловко лазать по деревьям и нырять в воду, чтобы поймать рыбку. Бурый медведь любит мед и все сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но медведь – дикий зверь, поэтому он может охотиться и на домашний скот. Бурый медведь великолепно плавает, не боясь переплывать большие сибирские реки. У медведя много подкожного жира, поэтому купаться он может даже в очень холодной воде. На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

- Дети, скажите, а как называется дом медведя?

Физминутка «За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(дети идут в хороводе)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(бегут, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(скачут стоя, «срывают» грибы)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

(идут в развалку, в конце топают правой ногой)

А сейчас мы узнаем, к какому следующему животному мы попадем.

4 слайд.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Заяц – лесной житель. У него крепкие зубы, которые помогает ему грызть твердую пищу. Чтобы уберечься от хищников, заяц очень быстро бегает, потому что у него быстрые и крепкие ноги. А еще у зайца длинные уши, поэтому у него очень хороший слух и он может различать малейшие шорохи на большом расстоянии. Цвет шерстки у зайца меняется в зависимости от сезона: «Летом серый, а зимой белый», - говорят про него. Несколько раз в год у зайчихи рождаются зайчата. Мама кормит зайчонка один раз и убегает по своим делам. Просто молоко у зайчих очень жирное, и кормить малышей она может редко. Но часто навещать зайчат нельзя: малыши зайчата ещё не имеют собственного запаха, и хищникам не найти их. Разве что по запаху зайчихи они могут добраться до зайчат. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Питаются зайцы растительной пищей: травой, корой, ветками и листьями деревьев, клевером, мышиным горошком, грибами, плодами черники. Но они никогда не откажутся от вкусной капустки или ароматной морковки.

- Дети скажите, а чем питается зайчик?

Пальчиковая гимнастика «ЗАЙКА»

Зайка, зайка, где твой хвост? - Хлопки

- Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? - Хлопки

- Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? - Хлопки

- Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? - Хлопки

- Вот, вот, вот! (показать ушки)

6 слайд.
Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт.
Знают, рыжую в лесу –
Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Ребятам очень нравится. (Лиса)

Пышнохвостая красавица – лиса тоже живет в лесу. У лисы ярко оранжевая шерстка, остренька мордочка и, конечно, большой и пушистый роскошный хвост с белым пятнышком на конце. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности. В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и сообразительности. Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы, зайцы, лягушки, мелкие зверьки. Но не брезгует лиса и такой пищей, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомится

ягодами.

- Ребята как можно назвать лисичку? Какая у неё шубка, хвостик? Где живёт лисичка?
7 слайд.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ёжик)
Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у него - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Питается – насекомыми, ужами, жабами, лягушками, улитками, мышами, змеями, земляникой, малиной. Всю зиму ёж спит в своём гнезде

Ребята, скажите, чем питается ёжик?

- Ребята, вы замечательно погостили у лесных животных, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся на стулья)


Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про лес.

Это белка.

Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про белку.

Ответы детей.

Это медведь

Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про медведя.

Берлога

Дети выполняют движения по тексту

дети идут в хороводе

скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы

бегут, собирают воображаемые грибы

 

Это заяц.

Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про зайца.

 

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту.

Хлопки

руки за спиной

Хлопки

показать нос

Хлопки

показать руки

Хлопки

показать ушки

Это хитрая лисичка.

Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про лисицу.

Ответы детей.

Шубка рыжая, хвостик пушистый. Лисичка живет в норе.

Это ёжик.

Дети слушают небольшой рассказ от мудрой совы про ежа.

Ответы детей. Если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Дети выполняют движения по тексту.

Прыжки на месте

Ходьба на месте

Потягивания – руки вперед

Прыжки на месте

Бег на месте

Ходьба на месте

Потягивания – руки вверх

Глубокие вдох и выдох

Дети садятся на стулья

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Ой, дети на дереве какое - то письмо. Посмотрим от кого. Письмо от белки, для вас. Давайте, прочитаем его.
Читаем письмо.
«Здравствуйте, дети! Пишет вам белка. Беда, беда! У меня пропали бельчата. Спешите, помогите!».
-  Дети, а как можно помочь белке?
-  А я предлагаю вам нарисовать бельчат. А потом развесим ваши рисунки по лесу, и звери помогут найти бельчат. Посмотрите, у меня есть на листе бумаги изображение бельчат, но как вы видите, они не раскрашены. Предлагаю раскрасить. А каким цветом будем раскрашивать?

-  Мы с вами будем раскрашивать наших бельчат, необычным способом, не кисточками, сжатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага?
- Ребята, я вам предлагаю приготовить комочек сжатой бумаги для рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

- Все сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за стол и раскрасить вам веселых бельчат.
- Берем сжатую бумагу в правую руку, и макаем ее в краску, левой рукой придерживаем листок с изображением бельчонка и раскрашиваем оранжевой краской, оставляя оттиск. Что оставляем?
- Приступаем к работе.
Включить аудиозапись со звуками леса.
- Вот какие у нас получились бельчата.

Давайте их развесим на елочки.
(по окончании работы, руки вытереть влажной салфеткой)
- Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 Посмотрим направо,

Посмотрим налево,

Перепрыгнем через ручей,

Лужу мимо обойдем

И по тропиночке пойдем.

Вот и снова мы в детском саду. 

Дети слушают.

Определяют что делать

ответы детей

Оранжевым цветом.

Сжатая бумага.

Дети выполняют движения по тексту

Дети проходят за столы

 

Оттиск.
Дети берут картинки и  раскрашивают рисунки.

 сжатой бумагой.

Дети развешивают рисунки

по окончании работы дети вытирают руки влажной салфеткой

Дети выполняют движения по тексту.

Далее оформляем выставку рисунков в группе.

3.

                                                                                    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Итак, ребята, где мы с вами побывали?

- Кого мы встретили в лесу?

- Что нового мы узнали о животных леса?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что хотели бы еще узнать или сделать?

Ответы детей

Дети делятся своими впечатлениями

Рефлексия

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Воспитатель: Белочка, говорит вам спасибо и хочет угостить вас вкусными сладкими грибочками. Угощайтесь!

Раздаю детям карточки с изображением лиц (смайлики) улыбающийся, грустный.

 Выберите и покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Белке.
Дети благодарят белку.

Дети выбирают карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Животные наших лесов"

Содержание работы над проектом1 этап - подготовительный:2 этап - погружение в проблему:3 этап - исследовательский:4 этап - заключительный:...

непосредственная образовательная деятельность "Животные наши помощники"

Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека;  познакомить с трудом животных; с названиями жилищ домашних животных;  учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумыв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...

Проектная деятельность "Животные наших лесов"

Проектная деятельность "Животные наших лесов"Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей ...