Сценарий образовательной деятельности «Достопримечательности родного города Каргата» («Парк Культуры и Отдыха», «Храм пророка Ильи», Дом Культуры им. М. Горького, ЖД Вокзал).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_nod_dostoprimechatelnosti.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Блок Программы «Культура, достопримечательности».

Тема: «Достопримечательности родного города Каргата» («Парк Культуры и Отдыха», «Храм пророка Ильи», Дом Культуры им. М. Горького, ЖД Вокзал).

Цель: знакомство с разнообразием архитектурных зданий; формирование представлений о достопримечательностях родного города. 

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • Формировать базовые навыки ориентирования в общественных местах.
  • Расширять представление о необходимых для человека службах.
  • закреплять знания детей о понятии «достопримечательность», умение рассказывать о достопримечательностях родного города;
  • продолжать знакомить с родным городом Каргат, его достопримечательностями, учить узнавать их на фотографиях;
  • Формировать любовь и интерес к малой Родине
  • активизировать словарь;
  • привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • развивать умение общаться со взрослыми в различных жизненных ситуациях.
  • развивать внимательность в незнакомых местах;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас;   
  •  наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми;
  • воспитывать у детей любовь и чувство гордости к родному городу;
  • воспитывать интерес к родному городу;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

  • Планируемый результат: умеют слушать друг друга, проявляют познавательный интерес  к окружающей действительности, узнают и называют достопримечательности родного города, умеют рассказывать о достопримечательностях родного города; расширяется словарный запас.

Средства, оборудование, материалы: 

Наглядные (демонстрационный материал): фотографии с видами родного города, игрушка Каргатёнок.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы, музыкально-литературные средства: интерактивная доска, презентация «Достопримечательности родного города», звуки работающего мотора автобуса, звуки улиц, аудио запись  песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края…», песни о родном городе Каргат, «День Победы», церковный звон «Венчальные колокола».

Раздаточные материалы: листы бумаги, кисти, краски или гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

 Педагог организует детей в игровой комнате.

Ребята, вспомните, как называется наш город, в котором мы живём? Правильно, Каргат. А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей). Правильно, каргатцы. Нам с вами очень повезло, что мы живём в таком замечательном городе. Здесь много построено для того, чтобы нам жилось хорошо.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по родному городу Каргат. Познакомимся с достопримечательностями города. Что означает слово достопримечательности?

Это место, куда могут приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник. Их показывают гостям. Это красивые и памятные места, которые украшают город и которыми гордятся горожане.                                                                                                                А какие достопримечательности в нашем городе знаете вы? Молодцы!

Давайте отправимся на экскурсию. Ребята, а как вы думаете, на чём можно отправиться на экскурсию по городу? А на каком транспорте мы поедем, решать вам.

На слайде появляются картинки транспорта: трамвай, такси, автобус, метро. Предлагает выбрать тот вид транспорта, на котором мы сможем путешествовать все месте по нашему городу.

 Где взять автобус?

Из чего мы можем сделать автобус?

 Игровая ситуация «Построим автобус».

Воспитатель предлагает занять места в автобусе.

Ответы детей

Дети называют наш город, названия жителей родного города.

Ответы детей, если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя, что такое достопримечательности

Ответы детей

Дети называют достопримечательности, которые не знают, добавляет воспитатель.

Дети обосновывают свой выбор (автобус) и объясняют, почему другие не подойдут (в такси не поместимся, а метро и трамвая в нашем городе нет).

На автобусе.

Ответы детей.

Дети строят автобус из стульчиков.

1.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Молодцы, ребята! Вы все очень быстро нашли свои места, и мы немедленно отправляемся  в путь! А кто из вас знает правила безопасного поведения в автобусе? (Задание «Правила безопасного поведения в автобусе»).

- Не толкаться, не запрыгивать на ходу, не мешать другим людям, держаться рукой за поручень или за специальные подвески, нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, она может случайно открыться, не отвлекать водителя во время движения, входить и выходить из автобуса разрешено после полной остановки, нельзя высовываться в окна во время его движения, а также выбрасывать мусор и другие предметы.

Двери закрываются,

Автобус отправляется.

Мы в автобус всей гурьбой

Сели прокатиться.

Наш автобус голубой по дороге мчится.

Посмотрите, кто это к нам идет? Это же Каргатёнок.

Педагог демонстрирует игрушку – Каргатёнка. Каргатёнок вместе со мной будет в качестве экскурсовода.

Ребята, а вы знаете кто такой экскурсовод?

Это человек, который сопровождает экскурсии и рассказывает обо всём увиденном.

Воспитатель: Отправляемся. А мы будем рассказывать вам о достопримечательностях нашего замечательного города. Это будет не простая прогулка, а фотопрогулка. (Играет музыка.)

Дети рассаживаются в автобус по местам.

Дети перечисляют правила безопасного поведения в автобусе, которые не знают, добавляет воспитатель.

Дети рассматривают Каргатёнка. Здороваются с ним.

Ответы детей.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя, кто такой экскурсовод.

2.

                                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Первая остановка - «Парк Культуры и Отдыха» (показ фото-слайда).

Что делают люди в парке? (Сидят на лавочках – отдыхают, играют с детьми). В парке растут деревья, поют птицы. Выходим из автобуса и идем тихонько, чтобы не спугнуть птичек с веток. А давайте их изобразим.

Физминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем: крылья сложили назад.

Ребята, а кто знает правила поведения в парке, в городе?

На слайде появляются картинки, на которых изображены дети, нарушающие правила. Предлагает ребятам посмотреть их и назвать верные правила.

Правильно! Вы много знаете о том, что нельзя делать в парке! А зачем это нужно знать?

Ну какие же вы молодцы!

- А что ещё бывает парке? (Качели, аттракционы).

- Давайте и мы покатаемся. Садитесь на карусели.

Дети берутся за руки, перестраиваются в круг. Звучит музыка.

Подвижная игра «Карусели».

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.

(Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу). 

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.

(Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и  бегают, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки). 

В парке установлен мемориальный памятник, вечный огонь, который зажигается в память о тех, кто защищал нашу Родину, свою страну от врагов и отдал свою жизнь за мир на земле. (Показ фото-слайдов с показом этого объекта).

- В память о них люди нашего города приходят сюда, приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу Родину. Ну, а мы с вами пока можем только тихо-тихо постоять. (Звучит песня «День Победы».)

Минута молчания. Посмотрите налево (фото), а здесь расположена аллея славы – в память о героях погибших в годы войны.

Отправляемся дальше по нашим достопримечательностям. В парке находится очень красивый «Храм пророка Ильи». (Фото-слайд).

(Звучит церковный звон «Венчальные колокола»)

Когда-то звон колокола возвещал о начале праздников и народных гуляний. Из проходящих поездов в полный рост виден храм. Он появился совсем недавно. Огромное по местным меркам монументальное сооружение было построено в 2015 году на средства одного московского миллионера – детство он провел в Каргате. 

В храме есть все: дорогая качественная роспись, купальня для крещения, отдельные здания богодельни и производства церковных аксессуаров… В храм люди приходят на русские праздники такие как Пасха, Рождество, Вербное воскресенье и другие.

Отправляемся дальше. На главной площади находится  Дом Культуры имени Горького. (Фото-слайд).  Дом культуры - это сердце и душа города, отражение всей их жизни. Это – один из немногих доступных источников приятных эмоций. Сюда люди могут прийти отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Для людей это особенно важно.

 Что здесь проходит? (Концерты, соревнования, конкурсы, праздники, встречи, фильмы).  

Садимся в автобус и едем дальше.

Наш автобус сделает небольшую остановку, которая называется «Стадион». Чем занимаются на стадионе? Вот и мы с вами займёмся гимнастикой.

 Физминутка «Город». Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Наше знакомство с Каргатом продолжается. Занимайте свои места. Давайте поговорим о том, чем же славится наш родной город. Какие рабочие специальности (профессии) есть в нашем городе. Какую профессию вы бы выбрали, когда вырастите?

При въезде в город Каргат железнодорожным транспортом вас встречает Каргатская железнодорожная станция, которая находится на Транссибирской магистрали и является своеобразным образцом современного стиля. Мы приехали на Железнодорожный Вокзал. (Фото-слайд). Посмотрите, перед нами Каргатский вокзал. Как он выглядит? Он похож на Кремль. Посмотрите, у него башня, арка. На фасаде есть часы.

А для чего часы нужны? Чтобы пассажиры не опоздали на поезд. Окна вокзала украшены лепниной. Какого цвета вокзал? Желтого.

Что же люди делают на вокзале (покупают билеты, ожидают поезда). Когда люди ожидают поезда, то для них на вокзале есть различные услуги, чтобы чувствовать себя комфортно: кафе, чтобы поесть; комната матери и ребенка, чтобы отдохнуть; зал ожидания, медпункт, туалет, полиция, газетные киоски, услуги связи – телефоны, кассы, чтобы приобрести билет. Скажите, ребята, как называют человека, который работает в кассе и продает билеты (кассир)

-А как называют людей, которые собираются поехать на поезде и покупают билет? (пассажиры)

-Значит, для кого нужен вокзал? Для пассажиров.

Перед вокзалом обязательно есть большая площадь, чтобы люди могли приехать вовремя на автобусах, такси, машинах.

-От вокзала отправляются не только поезда дальнего следования, но и пригородные поезда-электрички. Они везут пассажиров по делам.

Физкультминутка.

Поезд подает сигнал «Ту-у-у»

Он стоять уже устал «Чух-чух-чух»

Набирает поезд ход «Пш-Пш-Пш»

Быстро мчится он вперед

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики тук-тук, тук-тук, тук-тук.

Паровоз кричит: «Ду-ду.

 Ребята, давайте помечтаем с вами о том, что вы хотите сделать для родного города, когда вырастете. Свой рассказ начните такими словами «Когда я вырасту…»

 Ребята, я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту, когда вы вырастите.

Большие и маленькие любят свой родной город Каргат, гордятся им и хотят, чтобы он был красивым. Могут ли дети что- то сделать для того, чтобы город был красивым?

(Дети рассказывают о том, что, они могут сделать для процветания города). (Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает).

На этом ребята наша экскурсия закончилась. Пожалуйста, пройдите в автобус, занимайте свои места, нам пора возвращаться в детский сад. А пока мы "едем", давайте споём песенку друзей «Мы едем, едем, едем в далёкие края…». Звучит

аудио запись  песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» (дети подпевают). Вот мы и приехали. Выходите из автобуса, пожалуйста, проходите в наш детский сад.

Ответы детей.

Дети выполняют действия соответственно тексту физминутки.

Ответы детей

Дети смотрят на экран и перечисляют правила поведения в парке (не кидать мусор, не шуметь, не рвать цветы с клумбы и т.д.).

Отвечают на вопрос, например, эти правила надо знать для того, чтобы их выполнять, когда находишься в парке, и рассказать их тем, кто нарушает или не знает.

В центре становится педагог, который держит обруч на котором привязаны ленточки  (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки.

Дети слушают небольшой рассказ о мемориальном памятнике.

Дети тихо стоят: минута молчания и стоя слушают песню.

Дети слушают небольшой рассказ о Храме пророка Ильи.

Дети слушают небольшой рассказ о Доме Культуры имени Горького.

Ответы детей

-если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Ответы детей

Дети выполняют действия соответственно тексту физминутки.

взявшись за руки поднимаем руки вверх

показывают крыши и распахивают руками как окна

руки в стороны

обнимаем себя

руками показываем «фонарики»

улыбаются друг другу

знак кистями рук «класс»

Ответы детей.

Дети слушают небольшой рассказ о ЖД Вокзале.

Ответы детей.

Покупают билеты, ожидают поезда

Ответы детей.

Ответы детей, если дети затрудняются, добавляет воспитатель

Дети выполняют действия соответственно тексту физминутки.

Ответы детей.

Дети делятся друг с другом своими мечтами.

Ответы детей.

Дети и делятся своими впечатлениями.

Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает.

Дети проходят в автобус, занимают свои места.

Дети подпевают песню.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Вот и закончилась наша экскурсия, мы вернулись обратно. Давайте с вами вспомним места, где мы побывали.

А теперь ребята садитесь за стол. Я и Каргатёнок предлагаем нарисовать рисунки о нашем путешествии и создать альбом «Экскурсия по городу». Перед вами листы бумаги с изображениями зданий и достопримечательностей нашего города. Вы должны выбрать и раскрасить, используя карандаши, мелки, краски, фломастеры. Дети раскрашивают. Во время рисования звучат песни о городе Каргат.

Дети слушают, проходят за столы, выполняют задание Каргатёнка.

Далее оформляем выставку рисунков в группе, а затем создаём альбом «Экскурсия по городу».

3.

                                                                                    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Итак, ребята, давайте с вами вспомним места, где мы побывали.

- Что запомнилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Где вам понравилось больше всего? Почему?

- Что хотели бы еще узнать, где побывать в родном городе или сделать?

Ответы детей

Дети делятся своими впечатлениями

Рефлексия

 Каргатёнок: вы будущие строители своего города. От вас зависит, каким он будет. Не мусорите на улицах, ничего не ломайте, сажайте с родителями деревья, цветы. И наш город Каргат будет самым красивым. Мне очень понравилось с вами путешествовать, и на память я хочу сделать вам подарок и подарить открытки «Путешествие по достопримечательностям родного города Каргат». Продолжайте изучать свой город. До встречи.

 Каргатёнок, большое тебе спасибо за такую интересную экскурсию по нашему городу и за подарок. С тобой было очень интересно. До свидания. Оформление выставки из детских рисунков «Экскурсия по городу».


Дети благодарят Каргатёнка и прощаются с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мой родной город – Егорьевск»

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного города - Егорьевска...

конспект образовательной деятельности "История родного города"

дети знакомятся с некоторыми фактами из истории родного города...

Организованная образовательная деятельность "Знатоки родного города"

Ткач Ирина Алексеевна поделилась опытом работы  с педагогами МДОУ № 56 по патриотическому воспитанию и провела открытую организованную образовательную деятельность "Знатоки родного города&qu...

Открытая организованная образовательная деятельность "Знатоки родного города". Муниципальный уровень 2018 г.

Цель: воспитание у дошкольников нравственных ценностей через познание культуры своего города....

Конспект образовательной деятельности "Мой родной город Канск"

Цель: ознакомление с историей и достопримечательностями родного города; формирование у детей нравственных ценностей, любви к Родине, к родному городу....

Сценарий образовательной деятельности "Музеи родного города"

Раздел: «Город Куйбышев» Блок «Культура и достопримечательности» ...

«Достопримечательности родного города Каргата»

Сценарий реализации культурной практики...