Экспериментирование с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в средней группе №1
Тема: «Эксперименты с водой»
Тип проекта: познавательный
Срок реализации: 1 неделя
Участники: воспитатель, дети.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного
общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах снега, воды, льда; для общения ребенка с миром неживой природы; развитию у детей любознательности; творческих способностей; познавательной активности; развитию коммуникативных навыков
Подготовительный этап:
1. Разработка темы проекта;
2. Формулирование цели и задач;
3. Составление плана реализации основного этапа;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Цель проекта: Формирование знаний о неживой природе в зимний период.
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи:
Исследовать, что такое снег, изучить его свойства. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом через наблюдения и опытно - экспериментальную деятельность:
1.Дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращении в воду и в лед.
2.Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
3.Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников.
4.Закрепить знания о свойствах снега и льда.
5. Вызывать положительнее эмоции, чувство восхищения явлениями в природе через поэтический образ в стихах.
6.Воспитывать наблюдательность, интерес к родной природе.
7.Учить детей делать выводы, анализировать полученные результаты путем сравнения.
8. Содействовать воспитанию сотрудничества во взросло – детских отношениях.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- дети смогут расширить знания о снеге, укрепить исследовательский интерес к природе;
- изготовление фото-отчета;
Разработка проекта:
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой, продуктивной и опытно – исследовательской деятельности и др.
3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.
4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.
Список литературы:
Рабочая программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. 2010 ©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средне группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Соломенникова О.А
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
План работы:
Дата | Тема | Образовательная область | Цель: | Участники | |
18.01.2021 | Таяние снега
| Беседа: «Почему тает снег?» | Знакомство со свойствами снега. | Воспитатель, дети | |
Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры». | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материал: Емкости для снега.
| Воспитатель, дети | |||
Наблюдение на прогулке(в группе) за изменением свойства снега.
| Воспитатель, дети | ||||
19.01.2021 | Цветные льдинки. | Беседа: «Состояние воды». | Познакомить с двумя состояниями воды- жидким и твердым. | Воспитатель, дети | |
Опыт: «Льдинки» | Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
|
Воспитатель, дети | |||
Наблюдение за изменением состояния, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. |
Воспитатель, дети | ||||
20.01.2021 | Замерзший шар | Беседа: «Из чего надувной мыльный пузырь?» | При надувании шара он медленно замерзает, и на нем появляется рисунок. Привлечь внимание и интерес к изменению состояния. |
Воспитатель, дети | |
Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе». | Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки. |
Воспитатель, дети | |||
Наблюдение за солнечной погодой, за тем как изменился надувной мульный пузырь. | Воспитатель, дети | ||||
21.01.2021 | Теплый сугроб |
Беседа: «Нужен ли растениям зимой снег?» | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности |
Воспитатель, дети | |
Опыт: «Спрячем в снег» | Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. |
Воспитатель, дети | |||
Наблюдение: «Что произошло?» проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). |
Воспитатель, дети | ||||
22.01.2021 | Легкий снег | Беседа: « Почему снег мягкий?» | Совершенствовать знание детей о снеге. Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. |
Воспитатель, дети | |
Опыт: «Разглядим под лупой» | Рассматривать хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. |
Воспитатель, дети | |||
Наблюдение: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? |
Воспитатель, дети |
Заключительный этап:
Понедельник
Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры».
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними
и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Вторник
Опыт: «Льдинки»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и
твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
Среда
Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе».
Возьмем мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.
Четверг
Опыт: «Спрячем в снег»
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности
Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
Пятница
Опыт: «Разглядим под лупой»
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит
Превращаем кипяток в снег
Если рыхлый снег можно растопить за мгновение, возможно ли воду превратить в снег без ожидания рядом с холодильником? Да, но для этого придется выйти на улицу или открыть окно, когда за окном минусовая температура. Налейте горячую воду в стакан и подбросьте ее вверх, распыляя воду в воздухе. Не бойтесь, вода моментально замерзнет, так что на землю не упадет ни капли.
Ледяные бомбочки
Смешиваем четыре столовых ложки соды, немного воды, две-три капли жидкого мыла и немного воды, чтобы получилась паста. Чтобы лед получился разноцветным, добавьте в получившуюся массу пищевого красителя. Теперь заполняем нашей пастой формочки для льда. Внутрь каждой ячейки можно положить маленькую игрушку или сюрприз. После отправляем формы для льда в морозильную камеру на несколько часов, так чтобы бомбочки полностью замерзли.
Когда все готово, делаем активирующий бомбочки раствор, для этого в стакан воды добавляем одну столовую ложку лимонной кислоты.
Теперь задача ребенка растопить разноцветные льдинки и найти спрятанные в них сюрпризы при помощи шприца (без иголки) или пипетки со специальным раствором. При контакте соды и лимонной кислоты льдинки будут шипеть, пениться и таять на глазах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.
Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....
Конспект НОД в младшей группе по экспериментированию с водой.Тема:«Расскажем Зайке о воде»
Конспект был разработан для детей 2-3х лет для проведения открытого занятия в МДОУ....
Помощь Инопланетянчику в очистке воды от загрязнения (экспериментирование с водой)
Тема: Помощь Инопланетянчику в очистке воды от загрязнения(экспериментирование с водой)Старшая - подготовительная группа...
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"
Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...
Консультация для родителей на тему: "Экспериментирование с водой" Подборка игр в домашних условиях по экспериментированию.
Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям! - Откуда берется снег? - Почему в дырках ничего нет? - Почему птица летает, а змея ползает? - Откуда приход...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...