Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема «Космические путешествия»
план-конспект занятия

Бырдин Иван Владимирович

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Космические путешествия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Космические путешествия»

Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А. Гагарина.

Задачи:

  • закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине;
  • воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
  • развивать мышление, восприятие, память;
  • расширять словарный запас детей.

Оборудование: мультимедиа презентация, экран, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картина солнечной системы, картинки предметов по теме «Космос»).

Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.

Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой?

(Слайд 1)

Воспитатель: Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики

(Слайд №2)

 (ответы детей). 

День космонавтики

Основной

Воспитатель: Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.

Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №3)

Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (Слайд №4)

Верно: Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.

Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!»

Воспитатель: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!» (Слайд №5)

В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы. (Слайд №6)

Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные. 

Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. (Слайд №7-10)

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Кто знает, как называются эти узоры?

Воспитатель: Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №11)

Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться?

Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос

 (Слайд №12)

(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом, разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Хотите попробовать запустить ракету? (шарики по количеству детей)

Воспитатель: Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.

Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают свое тело. Как называется костюм космонавта?

 

-Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)

Воспитатель: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас кислорода. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. (Слайд №13)
Воспитатель:
 Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? 

Воспитатель: И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки. Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. 

Физминутка 

Мы в ракету сели смело, 
Шлем на голову надели. 
Пуск! И в космос мы летим! 
В невесомости парим. 


Путь наметили к планете. 
Помахали вслед комете. 


Посмотрели в телескоп. 
Надавили кнопку стоп. 


Развернули мы ракету! 

И продолжили полет. 

Космос нас с собой зовет! 

Воспитатель: Молодцы! 

Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки

(Слайд №14-21) 

(за правильные ответы, получаете картинки с изображением предметов космоса). 

Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место, 
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… 

Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… 

Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... 

С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… 

Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… 

Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… 

Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... 

Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... 

Воспитатель: Кто знает, что такое луноход?  (Слайд №22)

Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе. На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!

Для чего нужен луноход? 

Воспитатель: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны. Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?

При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп?  Созвездия, кометы, луну, планеты.

Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №23)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету, 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета
Под названием Плутон.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №24)

Игра «Найди лишнее»

 (Слайд №25-27)

На первом слайде представлены:

  • планета,
  • ракета, 
  • скафандр, 
  • спутник, 
  • книга. 

На 2-м слайде -

  • космонавт,
  • луна,
  • комета,
  • телефон,
  • телескоп,

На 3-м слайде -

  • шлем танкиста,
  • шлем космонавта,
  • луноход,
  • созвездие
  • метеорит

Воспитатель: По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы. (Слайд №28)

А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты?  (Слайд №29)

Воспитатель: На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе. (Слайд №30)

Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.

-Ответы детей –

(Ю. А. Гагарин)

- Ответы детей (Созвездия)

- Дети рассуждают

-Экспериментальная деятельность детей.

- Ответы детей. (Скафандр)

-Рассуждения детей.

- Ответы детей.

Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным.

Дети выполняют движения под ритмичную музыку.

-(сели на корточки)

-(сомкнули руки над головой)

-(встали, тянемся вверх)

-(руки в стороны, круговые движения тела)

-(вытянули руки вперед)

- (машем руками над головой)

-(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него) 

-(хлопнули в ладоши)

-(повернуться в другую сторону)

-(руки в стороны, покачиваемся)

-(помахали руками).

- Ответы детей.

(космос)

(космонавт)

(спутник)

(ракета) 

(невесомость)

(солнце)

(луна)

(луноход)

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.

- Ответы, рассуждения детей

(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде)

Дети приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.

Рефлексивный

Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?

Что интересного вы запомнили? Какие новые слова вы узнали? Что вы видели в космосе?

Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересного вы узнали сегодня.

Всем спасибо!

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность «Познание» Ознакомление с окружающим миром Тема: «Как ты видишь»

Конспект составлен для ознакомления детей со строением органа зрения и правилами поведения, способствующими сохранению зрения....

Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "В гости к детям"

Данный конспект предназначен для ознакомления детей с окружающими предметами ( посуда)...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Посуда Федоры»

Занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группеТема: Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Будь природе другом»

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Будь природе другом»Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Удивительное путешествие по зимнему лесу».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Фольклорное путешествие»

Цель: приобщение детей к народной культуре.Задачи:• в интересной игровой форме познакомить детей с жанрами русского фольклора и помочь детям проявить познания в народной культуре;• дать...