План самообразования на 2023-2024 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx | 172.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно - исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- создать картотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста;
- подготовить консультации для родителей по данной теме;
-привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми;
- взаимодействие с педагогическим коллективом.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире;
-проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие наблюдательности;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме;
- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
- укрепление детско - родительских отношений.
- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОУ.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г
Перспективно - тематический план работы с детьми
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | 1. Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию |
2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию | 1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. | |
3. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, - | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Ноябрь | 1.Формирование картотеки | Наличие картотеки |
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике. 3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, -“Тонет, не тонет.” - “Чудесные спички” | 1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . | |
Декабрь | 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя 2.Проведение занятия по теме: -«Удивительные свойства воздуха»; | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования,(Фартуки, перчатки, клиенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) Наличие конспекта |
3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»: - «Сколько весит воздух?» -« Можно ли поймать воздух?» -« Может ли воздух быть сильным? | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Январь | ||
2. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»; | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Февраль | 1.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - « Цветы лотоса», | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования |
2. Обновление уголка детского экспериментирования. | Презентация уголка | |
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г. |
2. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла», | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Апрель Май | 1. - «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» - «В мире пластмассы»; - «Могут ли животные жить в земле?» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования |
1. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». | Наличие отчета и презентации |
Перспективный план работы с родителями
воспитанников:
дата |
|
|
октябрь | - Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности «Почемучка». - Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей. |
ноябрь | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Информирование родителей о поддержании интереса к познавательному-экспериментированию у детей. |
декабрь | Папка-передвижка: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома». | Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
февраль | Консультация «Опыты и эксперименты дома». | Ознакомление родителей с методами и формами работы познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников. |
апрель | Фотовыставка «Маленькие фокусники». | Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
дата | Мероприятие | Ожидаемые результаты |
январь | Консультация: «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования» | Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. |
апрель | Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей | Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов. |
май | Отчётная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год |
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...
План самообразования на 2023-2024 учебный год "Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ"
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребен...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
Тема самообразования: "Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников"...
План самообразования на 2023-2024 уч.год
Методы Арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
План самообразования на 2023-2024 учебный год...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
План самообразования на 2023-2024 учебный год...