"Окно в Прибайкалье"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Авторская методическая разработка
«Окно в Прибайкалье»
XX Всероссийский конкурс методических материалов
в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой
и экскурсионной работы с обучающимися и воспитанниками в 2022 - 2023 гг.
Номинация: методическая разработка.
Автор:
Салаева Наталья Владимировна, воспитатель I кв. к.;
Декабрь, 2022 г.
Аннотация.
Авторская методическая разработка «Окно в Прибайкалье», направлена на развитие у детей знаний о живой природе Прибайкалья, повышение компетенций владения информационно – коммуникативными навыками. Материал предназначен для применения педагогами дошкольного и начального общего образования (1-2 класс) в образовательном процессе, внеурочной деятельности, кружковой работе при обучении и закреплении у детей знаний о природе родного края.
Пояснительная записка.
«Окно в Прибайкалье» - это дидактический материал, который состоит из:
1. Наглядный материал (Приложение 1), оформленный в окне группы (класса), в который входит: изображение различных рыб, птиц и животных Прибайкалья, изображение байкальской губки, гор и камней на дне озера.
2. Практический материал: дидактические игры, интерактивные игры, видеоролик к данной теме.
Цель: повышение интереса детей к изучению природы Прибайкалья.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о родном крае, посредством представления материала в интересной, визуализированной, понятной для детей игровой форме.
2. Расширить возможности детей в усвоении знаний о взаимосвязях в природе.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки, способствующие установлению доброжелательных эмоциональных контактов между детьми.
4. Формировать идеологию сознательного бережного отношения к природе родного края.
Актуальность
Экологические проблемы и необходимость их преодоления обозначают важность и актуальность темы экологического образования в рамках образовательной системы Российской Федерации. И предпосылки экологического сознания должны закладываться именно в дошкольном возрасте, так как именно дошкольное образование является первым звеном непрерывного образования.
Существует множество эффективных способов работы с детьми, но в эпоху ускоренного развития инноваций, необходимо внедрение в практику работы с детьми обучающих пособий и игр. Так как именно они обеспечивают современность образовательного процесса, повышают качество дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, подготавливают детей к школьному обучению, решая тем самым ФГОС. В своей педагогической деятельности решение задач экологического образования мы осуществляем при ознакомлении детей с природой родного края, поскольку научить ребёнка любить и ценить всё живое на планете возможно только тогда, когда научишься любить, ценить и беречь мир природы близкий и родной тебе с детских лет.
Применение и использование дидактического материала «в окне» в работе с детьми, помогает поддерживать интерес и активность детей к изучаемой теме, что максимально способствует повышению качества образования. Вызывает у детей заинтересованность, эмоциональный отклик, соучастие, сопереживание, суждение, оценку, что обеспечивает воспитание нравственно – экологической позиции. Побуждает к инициативе, активности, развивает логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, любознательность детей, стимулирует пытливость ребёнка.
В процессе проведения игр, дети учатся прислушиваться к мнению сверстников, обсуждать варианты ответов, работать в команде.
В методической разработке содержатся:
1. Методические материалы: интерактивные и дидактические игры;
2. Дидактические пособия: дидактические игры, изображения обитателей озера Байкал в окне.
В каждом игровом пособии даны примерные указания по интерактивному применению игры, а также указана предварительная работа с детьми по каждой теме.
Все представленные в разработке дидактические игры, помимо практических целей, на обучение и закрепление изученного материала и активизация словаря, носят также, развивающий характер. Развивают память, мышление, внимание, наблюдательность, любознательность. Развивают навыки определять, классифицировать, обобщать, выделять.
Новизна работы заключается в использовании нетрадиционных форм и методов при обучении и закреплении у детей знаний о природе родного края, а также в интеграции педагогического процесса, предполагающего включения познавательного, социально – коммуникативного, речевого развития.
Перспектива дальнейшей работы над пособием – это пополнение пособия новыми дидактическими играми, видеосюжетами о природе родного края.
Предполагаемый результат
В процессе проведения познавательных игр, у детей обогащаются знания о родном крае; расширяются возможности в усвоении знаний о взаимосвязях в природе; развиваются коммуникативные умения и навыки, способствующие установлению доброжелательных отношений между детьми; формируются элементарные представления о бережном отношении к природе родного края.
Приложение 1
Вариант оформления дидактического материала «в окне»
Ознакомительный материал (с использованием энциклопедии или журнала).
Пояснительная записка.
Озеро Байкал уникальное явление природы. Особый интерес для детей представляет богатейшая природа нашего края.
Ознакомительный материал предназначен для знакомства детей с природой и миром Прибайкалья.
Здесь ребята знакомятся с подробной информацией о Байкале, обитателях Байкала. Так же ребята знакомятся с повадками и образом жизни животных обитающих в Прибайкалье.
Байкал – уникальное природное явление. Похожего озера нет ни в одном из разнообразных уголков нашей планеты. Оно является самым глубоким и чистым озером с огромным запасом пресной воды. А еще 336 рек, речек и ручейков несут свои воды в Байкал, и только одна река вытекает и это река Ангара. Растительный и животный мир Байкала богат, и то же время очень хрупок. Растения и животные, в том числе многие эндемичные представители, нуждаются в особой защите и охране.
Голомянка
Голомянка – самая удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, без чешуи и плавательного пузыря, тело которых на 35 % состоит из жира, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды. Основными компонентами пищи голомянки являются эпишура и бокоплавы. Обитает голомянка на большой глубине озера Байкал.
Нерпа
Разные бывают животные, а это животное необычное – нерпа байкальская, живет она в озере Байкал. Это животное не боится морозов и может плавать под водой целых 40 минут. Рождаются такие животные в снежных сугробах и питаются в основном голомянкой, иногда попадается им омуль, толстый слой жира под непромокаемой шерстью не допускает переохлаждения, он же даёт силы и энергию в случае нехватки пищи. На зимовку нерпы Байкала остаются в воде, подо льдом. Животные заранее когтями и зубами проделывают в нём отверстия для дыхания и потом до весны не дают этим лункам замерзать.
У нерп отлично развиты зрение, слух и обоняние, а ловкость передвижения в воде кажется невероятной.
Самки байкальской нерпы рождают по одному детёнышу. Они покрыты белым мехом, из-за чего получили от местных жителей прозвище белёк.
Байкальские губки.
А еще на дне Байкала живут уникальные организмы — байкальские губки эндемичного семейства.
Губки – колонии примитивных многоклеточных животных, ведут прикрепленный образ жизни. В Байкале они обитают на каменистых грунтах. Они не имеют нервной ткани, ясно дифференцированных органов, ротового отверстия.
Исследования Байкала показали, что губки могут обитать на очень больших глубинах – глубже 1000 м. Длина ветвей губок может достигать 1 м.
Омуль
Принадлежит байкальский омуль к семейству лососевые, роду сиги. Впервые он был описан в 1775 году и получил название «мигрирующий сиг». Данный вид является эндемиком и живёт только в Байкале. Омуль – основная промысловая рыба Байкала. Это очень подвижная рыба. Стаи омуля проходят сотни километров в поисках пищи. А питается омуль гаммарусами, эпишурой, и молодью бычков.
Байкальская эпишура.
Рачок эпишура, питающийся бактериями и планктонными водорослями, составляет до 90% массы зоопланктона Байкала. Является любимым блюдом байкальского омуля.
Этот байкальский эндемик живет в открытых водах Байкала, предпочитая холодные районы, и неустойчив к перепадам температур. Так, при повышении температуры до 12 градусов и выше — этот рачок гибнет.
Размер тела взрослого рачка составляет всего 1,5 мм. При этом эти рачки в год фильтруют от 500 до 1000 кубических км и более воды, что в 10-15 раз превышает объем годового притока из всех рек, впадающих в Байкал.
Турбеллярии.
Существует еще одна группа необычных байкальских донных животных – это плоские ресничные черви или байкальские турбеллярии. В настоящее время описано более 190 видов и подвидов турбеллярий. Почти все байкальские турбеллярии – эндемики. Они имеют самую разнообразную окраску – пеструю, буро-коричневую, красную, оранжевую, желтую, грязно-белую, бесцветную. Окраска турбеллярий зависит от вида пищи и поверхности, на которой они находятся. Глубоководные турбеллярии не имеют яркой окраски и совершенно утратили органы зрения.
Байкальские турбеллярии освоили все глубины Байкала. Большая часть из них живет в прибрежной зоне озера на глубинах до 20-30 м, но некоторые виды обнаружены на глубинах более 1000 м. Турбеллярии, имеющие плоскую форму, относятся к группе планарий. Размеры планарий изменяются в широких пределах, от нескольких мм до 20-30 см у хищных глубоководных видов.
Потребляя ослабленные и больные организмы, турбеллярии являются «чистильщиками» дна Байкала. Некоторые виды турбеллярий – растительноядные.
Приложение 2
Комплекс дидактических игр направленных на развитие у детей знаний о природе Прибайкалья.
Пояснительная записка.
Дидактические игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста, для индивидуальной и подгрупповой работы.
Эта игра представляет собой серию изображений, разрезных картинок и карточек с наклеенными на них разными обитателями озера Байкал: картинки – нерпы, голомянки, омуля, хариуса, рачков бокоплавов; также изображения - озера Байкал, Тихого океана и Черного моря.
Так же имеются изображения и карточки с наклеенными на них обитателями Черного моря: картинки – дельфин, медуза, морской ёж, камбала.
В нее входят так же животные и птицы Прибайкалья: картинки – заяц, волк, лиса, медведь, рысь, соболь. Картинки - чайка, голубь, воробей, ворона, журавль и баклан.
Цель: учить детей различать и называть обитателей озера Байкал, Черного моря и Тихого океана, учить различать и называть животных и птиц Прибайкалья. Развивать у детей связную речь, образное мышление, мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать желание работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к природе родного края.
В ходе игры дети сидят за столом, воспитатель объясняет правила игры. Ребенок подбирает карточки по соответствию с заданием.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Содержание: на столе рабочее поле с силуэтом водоема и разрезные картинки разных водоемов – озера, море, океан.
Задача: собрать цельную картинку в соответствии с ее силуэтом на рабочем поле.
Дидактическая игра «Кому такая вода!»
Содержание: на столе рабочее поле изображений озера и моря. Карточки с обитателями моря – дельфин, морская звезда, медуза, морской ёж. Карточки с изображением обитателей озера - нерпа, омуль, хариус, голомянка, бокоплав.
Задача: правильно поместить карточки обитателей на соответствующее поле.
Дидактическая игра «Обитатели Байкала»
Содержание: на столе рабочее поле изображений - синее и черное, карточки с обитателями Байкала и Черного моря.
Задача: расположить в соответствии карточки на синем поле обитатели озера Байкал и на черном поле карточки с обитателями Черного моря.
Дидактическая игра «Чей хвост» - рыбы
Содержание: на столе карточки с изображением рыб - омуль, хариус белый, хариус красный (без хвостиков) и карточки хвостов.
Задача: подобрать недостающую соответствующую деталь.
Дидактическая игра «Чей хвост» - животные
Содержание: на столе карточки с изображением животных - заяц, лиса, волк, медведь, рысь, соболь (без хвостов). И карточки хвостов.
Задача: подобрать правильно хвост каждому животному.
Дидактическая игра «Чей хвост» - птицы
Содержание: на столе карточки с изображением птиц - голубь, воробей, чайка, ворона, журавль, баклан (без хвостов) и карточки хвостов.
Задача: подобрать правильно соответствующий хвост птице.
Дидактическая игра «Собери правильно»
Содержание: на столе карточки с различными частями обитателей озера Байкал – омуль, нерпа, бокоплав.
Задача: правильно собрать соответствующего обитателя (плавники, хвост, лапы, туловище).
Дидактическая игра «Чем питается нерпа»
Содержание: на столе картинка нерпы и различные карточки с изображением рыб на прищепках (омуль, камбала, голомянка, тунец и кальмар).
Задача: правильно выбрать карточку с рыбкой, чем питается нерпа.
Дидактическая игра «Чей силуэт»
Содержание: на столе картинка с силуэтами, карточки различных животных, рыб и птиц.
Задача: правильно подобрать животное или рыбу в соответствии с силуэтом.
Приложение 3
Интерактивная игра «Прибайкалье»
1. Игра «Где силуэт озера Байкал?»
Дети выбирают правильный силуэт озера Байкал. Он выглядит в форме полумесяца. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
2. Игра «Вода, в Байкале какая?»
Дети должны, определить какая вода в Байкале – соленая или пресная. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
3. Игра «Обитатели Байкала»
Дети должны правильно выбрать изображение обитателей пресного озера Байкал. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
4. Игра «Найди хвост омуля»
Дети выбирают из предложенных хвостов правильный хвост омуля. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
5. Игра «Найди хвост белого хариуса»
Дети выбирают из предложенных хвостов правильный хвост белого хариуса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
6. Игра «Найди хвост черного хариуса»
Дети выбирают из предложенных хвостов правильный хвост черного хариуса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
7. Игра «Собери рыбку»
Дети выбирают из предложенных изображений плавников, правильные плавники омуля. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
8. Игра «Чем питается нерпа?»
Дети выбирают из предложенных изображений рыб правильный ответ. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
9. Игра «Кто так поёт» - чайка
Сначала курсором нажимаем на звук, прослушиваем пение птицы и затем дети выбирают правильного обладателя этого голоса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
10. Игра «Кто так поёт» - ворона.
Сначала курсором нажимаем на звук, прослушиваем пение птицы и затем дети выбирают правильного обладателя этого голоса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
11. Игра «Кто так поёт» - воробей.
Сначала курсором нажимаем на звук, прослушиваем пение птицы и затем дети выбирают правильного обладателя этого голоса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
12. Игра «Кто так поёт» - голубь.
Сначала курсором нажимаем на звук, прослушиваем пение птицы и затем дети выбирают правильного обладателя этого голоса. При нажатии на изображение, оно начинает крутится вокруг своей оси, значит ответ правильный, если изображение качается – ответ неверный.
13. Игра «Чья тень»
Дети выбирают по тени, что это за животное, рыба.
14. Игра «Путаница»
Дети выбирают из путаницы животного, птицу и рыбу.
Список использованной литературы:
1. Петров Е. А. Кто в озере живет?/ детская энциклопедия о рыбах Байкала. – Москва: Экос, 2018г., 78с.
2. Стародумов В. П. Сказки озера Байкал/ сказки народов России. – Санкт – Петербург: БВХ - Петербург, 2020г., 88с.
3. Тихонова Т. Н. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. – Иркутск: Принт Лайн, 2021г., 95с.
4. Ткаченко Александр. Байкал/ Прозрачное чудо планеты. – Россия: Онли – Пресс М, 2020г., 26с.
5. Интернет ресурсы для скачивания картинок и изображений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okno_v_pribaykale.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Где силуэт озера Байкал?»
«Вода в Байкале какая?» Соленая! Пресная!
«Обитатели Байкала»
«Найди хвост омуля»
«Найди хвост белого хариуса»
«Найди хвост черного хариуса»
«Собери рыбку»
«Чем питается нерпа?»
«Кто так кричит?»
«Кто так кричит?»
«Кто так кричит?»
«Кто так кричит?»
«Чья тень?»
«Путаница»
Молодцы! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья".
Данная программа была разработана в соответствии с региональным компонентом программы....
Музеи Прибайкалья
Познакомить детей с музеями Прибайкалья....
Народы Прибайкалья
Создать условия для знакомства исторического прошлого народов Прибайкалья, иметь первичные представления, проявлять интерес, воспитывать дружественные отношения Дети должны знать и уважать ...
Культурное и историческое наследие Прибайкалья
Цель: создать условия для проявления познавательного интереса к народному творчеству, традициям, к особенностям культуры народов ПрибайкальяЗнакомить детей с культурным наследием народов края, ф...
Учебно-методический комплект "Я живу в Прибайкалье"
Данный учебно-методический комплект создан в рамках регионального образования: программа для детей старшего дошкольного возраста (к реализации регионального компонента общеобразовательной п...
Авторская комбинаторная программа "Я живу в Прибайкалье" для детей 3-7 лет.
Что такое Родина, любим ли мы её, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, заставило нас задуматься над тем, что невозможно привить эту любовь, если сам не проникся этим чувством, те...
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...