Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Любовь Дмитриевна

Знакомство детей с зимующими птицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_ptitsy.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 Занятия по окружающему миру

на тему ’’Зимующие птицы’’

для детей старшей группы.

Составила и провела

воспитатель высшей категории

Максимова Л.Д

Цель. Расширить знания детей о зимующих  птицах, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются. Формировать представление о том, что зима-очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края - это перелетные птицы; другие, зимующие, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью. Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.

Материал. Картинки с изображением птиц. Разрезные картинки. Изображение снегиря, цветные карандаши.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами, прилетающими на участок, кормление птиц, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, загадывание загадок, рисование и лепка птиц.

Ход занятия.

Организационный момент. Встали. Друг к другу повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и друг друга мы обняли.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, кто-то к нам стучит?

В группу приходит Баба Яга.

Баба Яга. Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель. Здравствуй, Баба Яга! Что случилось?

Баба Яга. Здравствуйте, мои хорошие!

Обходит детей гладит по голове.

Баба Яга.Ой, ребята, беда. Моя избушка стоит в лесу дремучем еловом. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели на разные голоса птицы, а как наступила зима и не слышно их, и не видно, изредка постучит дятел и – тишина. Вот, беда какая, птицы пропали.

Воспитатель. Баба Яга, ты не расстраивайся, наше занятие посвящено птицам, сейчас мы с ребятами разберемся по порядку, а ты послушай. Дети, как называются птицы, которые улетают  в теплые края?

Дети. Перелетные.

Баба Яга. Какие - такие перелетные?

Дети. Это птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края.

Баба Яга. А почему они, улетают, замерзнуть боятся?

Дети. Им есть нечего. Они питаются насекомыми и их личинками, а они зимой прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.

Баба Яга.И поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. А как называются птицы, которые остаются?

Дети. Зимующие птицы. Дятел, сорока,синичка,воробей,ворона,голубь,снегирь.

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к доске и рассмотрим птиц: что у них есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А раскраска перьев у всех одинаковая?

Дети.Раскраска перьев у всех  птиц разная.

Воспитатель. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах.

Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске.

Чик-чирик!
К зернышкам, прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Воспитатель. Расскажите про воробья, какой он?

Дети. Воробей маленький, серенький, быстрый, шустрый.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел.)

Воспитатель. Что вы знаете о дятле?

Дети. Он живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из-под коры.

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка.)

Воспитатель. Какая она?

Дети. Желтогрудая, шустрая, любит сало.

Воспитатель. Это птица всем известна. Послушайте загадку, о какой птице говорится.

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (Ворона.)

Воспитатель.Посмотрите  и расскажите про ворону. Какая она?

Дети. Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Баба яга. Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем.

Дети.Воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица.

Воспитатель.Правильно.

Баба яга. Спасибо, вы мне все рассказали. ( Прощается и уходит.)

Воспитатель.Ребята, выходите на ковер на физкультминутку.

Физкультминутка.Скачет шустрая синица.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель Дети рассаживаются за столы.( Собирают разрезные картинки.)

Воспитатель.Ребята, вы знаете, какая бывает зима?

Дети. Зима суровая, вьюжная, морозная.

Воспитатель. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель.- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Дети.Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками (показывает карточку с изображением пшена.)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало (показывает карточку с изображением сала.)

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (показывает карточку с изображением рябины.)

Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи.

Сорока питается семенами растений (показывает карточку с изображением семечек.)

Дятел питается личинками.

Голубь питается крупой, хлебом, хлебными крошками.

Д/игра «Любимое лакомство птиц»

Назвать птиц во множественном лице.

Зерно мы дадим кому? (Зерно мы дадим воронам.)

Семечки мы дадим кому? (Семечки мы дадим голубям.)

Дадим сало кому? (Сало мы дадим синицам.)

Рябину – кому?(Рябину мы дадим снегирям.)

Пшено дадим кому?  (Пшено мы дадим сорокам.)

Шишку дадим кому? (Шишку мы дадим сорокам.)

А хлебные крошки? (Хлебные крошки мы дадим воробьям.)

Воспитатель.Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей,
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Воспитатель. Птицы обрадовались корму и стали кричать. Давайте вспомним, кто,как  кричит.

Дети. Воробей чирикает. Голубь – воркует. Сорока – стрекочет. Ворона – каркает.

Воспитатель. А сейчас выходите на ковер, вставайте в круг, и давайте поиграем. Игра называется “Назови ласково”.С мячом.Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

перо - перышко

крыло-крылышко

голова-головушка

лапы-лапки

хвост-хвостик

глаза-глазки

пух-пушок

Воспитатель.Молодцы!Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова. А теперь, ребята, давайте заглянем с вами на лесную опушку.

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Какие деревья растут на опушке леса?

Дети. Рябины.

Воспитатель. Какие птицы любят рябину?

Дети. Снегири, они очень любят лакомиться ягодами рябины.

Воспитатель. Какие еще птицы могут прилететь на опушку леса?

Ответы детей.(Синичка, голубь, сорока, дятел и т д.)

Воспитатель. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы птицы почаще прилетали на эту опушку леса?

Дети. Повесить кормушки с кормом на деревья.

Воспитатель просит раскрасить снегирей, прилетевших на опушку.

Дети выполняют задание.

Итог занятия.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Оценка детей.

Воспитатель дарит подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Птицы-наши пернатые друзья».

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Птицы-наши пернатые друзья»....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...