Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Путешествие в волшебную страну Прав и обязанностей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Важно закрепить знания детей о правах и обязанностях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu_prav_i_obyazannostey.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Детский сад № 23 «Ладушки»
Корпус № 2
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
«Путешествие в волшебную страну Прав и Обязанностей»
Подготовила: Шельшакова О.А
Воспитатель первой квалификационной категории
Г.Сортавала
2023год
Цель: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Закрепить знания детей о правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на образование).
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание (игры «Объясни имя», «Зашифрованные слова»).
- Развивать умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Развивать чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу («Согрей птенца»).
- Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, работа с демонстративным материалом. Беседы с детьми: «Я и моя семья», «Наша родина».
Оборудование:
- ковёр-самолёт
- Чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на игру);
- Фонограммы релаксационной музыки с голосами птиц;
- Мяч; шкатулка; табличка «Ковер добра»
- Простые карандаши, карточка с зашифрованными словами, карточка с ключом-шифром (алфавит).
Ход занятия:
- Организационный момент:
Приветствие: Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть небо будет ясным!»
- Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Воспитатель: Ребята , мы сегодня совершим путешествие на ковре- самолёте в волшебную страну. Приготовьтесь к взлёту. (Дети садятся на ковёр, но ковёр не взлетает).
Варианты детей( почему?)
Дети находят на ковре табличку «Ковер добра» и шкатулку.
Воспитатель открывает шкатулку, а в ней письмо.
Воспитатель: В письме написано: «Чтобы ковёр- самолет взлетел, нужно в шкатулку сложить все недобрые дела и поступки, злые мысли, потому что у него вместо горючего добро!»
Дети называют плохие поступки и качества( злость, жадность, страхи, неумение дружить). Воспитатель закрывает шкатулку и ковёр- самолёт взлетает.
-Мы очутились с вами в необычной стране «Прав и Обязанностей». Посмотрите ребята- это яблонька. А на ней цифры. А давайте попробуем яблочки («сорвать яблоко с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
-Что здесь нарисовано? (маладенец). Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).
Игра «Назови имя»
-У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть имя соседа, а чьё имя назвали, выходит в круг и выполняет какое- нибудь движение, а остальные повторяют.
Игра «Покажи , как я»
-Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?
Ответы детей
Ситуация.
-В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Петенька, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Петеньке было очень обидно слышать эти прозвища…
Почему было обидно Петеньке?
Ответы детей
-А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?
-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
-Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
Игра «Объясни имя».
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
1.Незнайка (он ничего не знает);
2.Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
3. Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
4. Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
5. Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
6. Знайка (мальчик, который всё знал);
7. Белоснежка(девочка белая как снег)
8. Снегурочка(девочка из снега)
2. Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Сердечко»)
Воспитатель: « Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)
-Что означает слово «забота»?
-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?
- Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?
-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?
-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
Упражнение «Помоги котенку» (фонограмма)
-Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
Представьте себе, что вы идете по улице и нашли под деревцем маленького котёнка, он так жалобно мяукает. Возьмите его на руки, у вас на руках маленький, беспомощный котёнок. Как мама проявляет любовь и заботу к своему ребёнку?
Ответы детей
Воспитатель: правильно обнимает , гладит.
А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них котенка, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием, погладьте, поцелуйте. Прижмите котёнка к груди, успокойте его. Давайте нальём ему молочка. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш котёнок перестал плакать и стал радостно мурлыкать. Улыбнитесь ему .
-Что вы почувствовали, когда подарили заботу котёнку?
- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок):
Стать добрым волшебником-
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
3. Рисунок-символ «Красный крест»
-Давайте «сорвём» следующий плод.
- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)
- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Физминутка :
Все выходят по порядку
1,2,3,4!
Дружно делают зарядку
1,2,3,4!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад, наклон вперед.
Самолёты загудели,
Самолёты полетели
На поляну тихо сели.
4. Рисунок-символ «АБВ».
-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте « сорвём» плод под №4.
-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.
Игра «Подели слова на слоги» (за столами)
-На ваших карточках предметы. Давайте назовем их, что у вас получилось (дети делят слова на слоги: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т.п.)
-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).
5. Рисунок - символ «Игрушки»
-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод, который символизирует это право. Какое? (право на игру)
-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
Игра «Покажи, а мы угадаем»
-Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей). Возвращаемся в наш любимый детский сад.
-Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)
-Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.
-Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы)
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Что не понравилось? Почему?
-Какие задания было трудно выполнить? Почему?
-Со всеми трудностями вы справились. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"
КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему "Моя страна"
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет Тема: «Моя страна»...
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему "Животные жарких стран"
Данное занятие знакомит детей с животным миром Африки...
Конспект занятия по окружающему миру, для подготовительной группы. «Новый год в разных странах»
Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями разных народов отмечать Новогодни...
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Россия – огромная страна»
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художест...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Путешествие по стране знаний
Конспект занятия по окружающему миру средней группе...