Деловая игра для педагогов по повышению педагогического мастерства в области экологического воспитания детей «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
учебно-методический материал по окружающему миру

Навроцкая Наталья Юрьевна

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delova_igra.docx35.42 КБ
Файл prezentatsiya_k_delovoy_igre.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

по повышению педагогического мастерства в области экологического воспитания детей

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»

Цель:

• Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

• Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

• Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги!

- Давайте поприветствуем друг друга. Передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т. д.

- Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

В. Солоухин

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания.  Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.  

Поэтому сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру под название «Экологическое ассорти»

СЛАЙД 1

Сегодняшняя игра позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания. Мы попросим всех встать и сделать круг и немного размяться , сделаем Физминутку.

Я попрошу Вас разделиться на две команды, с помощью кружочков. Возьмите из шкатулки по кружочку (воспитатели делятся на две команда: команда «зеленых» и «синих»). За каждый правильный ответ команде дается фишка. Чья команда наберет больше фишек, та и победит.

Командам прошу занять свои места. Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик. И так поприветствуем участников команды «Флора», и поприветствуем участников команды «Фауна»

- В любом деле нужен настрой, вот и нашу игру, предлагаю начать с разминки. Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

СЛАЙД 2

РАЗМИНКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО»

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Самый лучший пернатый певец России? (Соловей)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)

* Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

Назови одним словом – кошка, собака, корова… (домашние животные)

Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

Наука о растениях. (Ботаника)

Сколько ног у паука? (восемь)

Какой месяц называют золотым? (Октябрь)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

СЛАЙД 3

ЗАДАНИЕ № 1 «Решение педагогических ситуаций»

  Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Сегодня я хочу Вам предложить решить разные педагогические ситуации на экологическую тему. Итак, …

Первая ситуация:

Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?   

*Ваша реакция на действия детей? (Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

Вторая ситуация:

Во время катания на санках дети задевают ветки и ломают их. Ваши действия?  

*Ваши действия? (Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс: «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках? »).

ЗАДАНИЕ № 2 «Картинная галерея»

Мы знакомим дошкольников с творчеством известных художников, развиваем умение видеть красоту пейзажей, средства выразительности, которые используются для передачи чувств и настроений, развиваем и обогащаем речь детей.

У каждого художника свой индивидуальный почерк. Ваша задача – узнать по фотографии произведение живописи, вспомнить его название и автора. За каждый правильный ответ одна фишка.

СЛАЙД 4 – ЛЕВИТАН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

СЛАЙД 5 – ШИШКИН «РОЖЬ»

СЛАЙД 6 – САВРАСОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

СЛАЙД 7 – ШИШКИН «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ»

СЛАЙД 8

ЗАДАНИЕ № 3 «Растения рядом с нами»

В детском саду много внимания уделяется изучению с детьми комнатных растений. И сейчас я каждой команде буду загадывать загадки, где отгадками будут названия комнатных растений. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете.

1. В слове ФОКУС букву О

    Замени в мгновение –

    И узнаешь ты его.

    Назови растение (Фикус)

2. Из листка – на удивленье –

    Можно вырастить растение.

    Я сорву цветок – не жалко,

    Будет новая … (фиалка).

3. Весь в колючках, некрасивый,

    Но однажды всем на диво

    Летом начал он цвести –

    Так, что глаз не отвести (Кактус).

4. В нашей комнате растет,

    Никогда он не цветет.

    Листья у него как перья,

    А в народе есть поверье –

    Где в лесу он зацветет,

    Человек там клад найдет (Папоротник).

5. Стебли древовидные,

    Листья мечевидные.

    Может он живет сто лет?

    Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

6. Пахнут стебли и цветочки,

    Опушенные листочки.

    Ты пораньше утром встань

     И полей свою … (герань).

СЛАЙД 9

ЗАДАНИЕ №4 «Музыкальный»

Силу классической музыки невозможно переоценить: она благотворно влияет на восприятие и общее развитие детей. Вам будут предложены отрывки из концертов Антонио Вивальди «Времена года». Вам нужно определить, какой отрывок к какому времени года относится.

ПАПКА «МУЗЫКА *ВРЕМЕНА ГОДА*»

СЛАЙД 10

ЗАДАНИЕ №5 «Чёрный ящик»

А, сейчас, настало время для самого интригующего задания. Вы должны угадать, что находится в этом черном ящике. Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.

Звучит музыка-заставка на вынос «Чёрного ящика»

Ведущий даёт описание предмета, который лежит в чёрном ящике (ЛЕЙКА)

  • Этот предмет производят из оцинкованной стали, а также из полиэтилена, керамики и других материалов.

  • Составными частями её являются корпус, ручка, носик и рассеиватель. Она способствует доставке воды в нужной дозировке в нужное место. С помощью рассеивателя (обычно съёмного) может работать в режиме «дождь».
  • С помощью этого предмета мы ухаживаем за растениями.

Ведущий даёт описание предмета, который лежит в чёрном ящике (МИКРОСКОП)

  • Предмет, который лежит в ящике, бывает сложным или простым. Он помогает учить мыслить и фантазировать, растить ребенка думающим, активным и любознательным!
  • Именно этот предмет даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Захватывающие картинки можно увидеть в окуляр этого предмета.
  • Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность.

ЗАДАНИЕ №8 «Синквейн загадки»

Мы уже знаем, синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Я предлагаю вам разгадать загадку.

Кто знает правильный ответ, подает сигнал, звенит колокольчиком. Итак, внимание на экран…

СЛАЙД 11

 «Весна»

Молодая, цветущая

Журчит, расцветает, поет

Будит природу ото сна

Время года

СЛАЙД 12

 «Радуга»

Прекрасная, семицветная

Появляется, очаровывает, исчезает

В небе мостик разноцветный

Явление природы

 

СЛАЙД 13

ЗАДАНИЕ №9 «Нарисуй рисунок»

Я рада, что вы прекрасно справились и с этим заданием. Итак, мы незаметно подошли к заключительному заданию в нашем поединке. А называется оно «Нарисуй рисунок». 

Участники команды строятся в колонны по одному. Напротив каждой команды стоит мольберт. На нем лист бумаги А3. В 5-6 м. от линии старта лежат карточки с названиями предметов. Каждый игрок по очереди бежит к карточкам, берет одну, читает, что ему нужно нарисовать, бежит к мольберту, рисует. После этого возвращается назад, передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету, и участники которой красивее нарисовали рисунок. 

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые участники, наша игра подошла к концу. Подводим итоги…

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Дорогие педагоги, неважно, кто сегодня победил, главное, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Дорогие педагоги, помните…

От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

(Р. Сеф)

СЛАЙД 14

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя…Но, где бы ни находился детский сад; в шумном городе или в тихом поселке – воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра « ЭКОЛОГИЧЕСКое ассорти»

Слайд 2

«Экологическое лукошко»

Слайд 3

«Решение педагогических ситуаций»

Слайд 4

«Картинная галерея» «Золотая осень» Исаак Левитан

Слайд 5

«Картинная галерея» «Рожь» И. И. Шишкин

Слайд 6

«Картинная галерея» «Грачи прилетели» А. Саврасов

Слайд 7

«Картинная галерея» «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкин

Слайд 8

«Растения рядом с нами»

Слайд 9

« Музыкальная пауза »

Слайд 10

«Черный ящик»

Слайд 11

« Синквейн загадки» Молодая, цветущая Журчит, расцветает, поет Будит природу ото сна Время года

Слайд 12

« Синквейн загадки» Прекрасная, красивая Появляется, очаровывает, исчезает В небе мостик разноцветный Явление природы

Слайд 13

«Нарисуй рисунок»

Слайд 14

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения педагогического мастерства педагогов в ДОУ

Модель адаптивной системы управления методической службы...

Повышение педагогического мастерства

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышения квалификации и профессионализма воспитателей, всех специалистов дошкольных учреждений, т. е....

Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах

В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно ...

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра "Повышение экологической компетентности педагогов"...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...