Образовательный проект "Умные планшеты"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гаманюкова Татьяна Михайловна

Узнавание первичных представлений об объектах окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Образовательный проект

«Умные планшеты»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Авторы:

Гаманюкова Татьяна Михайловна

воспитатель первой кв. категории

Кузьмина Галина Николаевна

воспитатель высшей кв. категории;

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В современном мире электроники и гаджетов дети все дальше отдаляются от предметного мира в мир виртуальный. Электронные планшеты заменили детям игры, игрушки и книги. Во взаимодействии с современными гаджетами утрачивается возможность стимулирования процессов речевого и умственного развития ребенка. Ведь гладкая поверхность электронного планшета не передает ощущения предметов, изображенных на экране, а значит, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики не происходит. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста актуальна во все времена. В связи с этим возникла идея создать «Умные планшеты» как аналог электронных планшетов, имеющих преимущество для развития детей дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление дошкольников с возможностями «Умных планшетов» и использование их в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию;
  2. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом и др.), а также развитие любознательности и познавательной мотивации у детей через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста познавательному развитию;
  3. Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по речевому развитию;
  4. Формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, выносливости, глазомера) и двигательных способностей (мелкой моторики, координации движений) через организацию оздоровительной гимнастики в рамках физического развития детей дошкольного возраста;
  5. Создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.) через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию.

«Умные планшеты» имеют разнообразное наполнение и несут в связи с этим определенный функционал и соответствующие наборы заданий и игр. «Умные планшеты» являются ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды группы. Кроме того, ценность педагогического проекта заключается в том, что в создании «Умных планшетов» могут принимать участие сами воспитанники вместе с воспитателями,  ведь старшие дошкольники уже способны аккуратно наклеивать материал на ровную поверхность. В такой планшет дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью. В результате использования «Умных планшетов» в образовательном процессе, совместная и самостоятельная деятельность детей может быть разнообразной, интересной, мотивированной, а главное полезной для их развития.

При создании «Умных планшетов» воспитатель может учитывать возрастной ценз группы (одновозрастная или разновозрастная) и таким образом определять необходимый материал и его количество для размещения на доске.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Вид проекта: долгосрочный, внутригрупповой, образовательный.

Форма организации деятельности детей: групповая, индивидуальная, коллективная.

Для реализации проекта создано пять «Умных планшетов» с определенным материальным наполнением (см. таблицу)

Планшет № 1

Пластиковые крышки разных цветов

Деревянное лото с картинками

Деревянные карандаши разных цветов

Части коктейльных трубочек разных цветов

Ракушки

Текстильная лента

Макаронные изделия

Перья

Планшет № 2

Ватные палочки

Конструктор-липучка

Пластмассовые квадратики разных цветов

Элементы пазлов

Пластмассовые бигуди двух цветов

Счетные палочки разных цветов

Жгут

Крупа

Планшет № 3

Железные ключи

Фетр

Скрепки

Пуговицы разных цветов и размера

Планшет № 4

Пластмассовые бигуди разных цветов

Семечки

Колпачки от фломастеров разных цветов

Канат

Камни разных размеров

Половинки грецких орехов

Пластиковые кольца для гардин

Макаронные изделия

Планшет № 5

Пластмассовые фигурки пегасов

Пластмассовые буквы и цифры

Губки

Ознакомление дошкольников с возможностями «Умных планшетов» заключается в их использовании в разных формах детской деятельности (в образовательном процессе, в самостоятельной и групповой детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми).

«Умные планшеты» располагаются в групповом помещении и являются элементом развивающей предметно-пространственной среды, отвечающим основным требованиям ФГОС ДО (безопасность, насыщенность, полифункциональность, доступность).  Легкая и мобильная основа безопасно и быстро позволяет  ребенку перемещать «Умные планшеты» в пространстве группы в соответствии с содержанием деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап 17.08.2020 – 31.08.2020

Для успешной реализации проекта, важным стал подготовительный этап.

Данный этап предусматривал участие всех сторон образовательных отношений – детей, их родителей и педагогов (см. таблицу).

Участие родителей

Участие детей

Участие педагогов

- Ознакомление родителей на родительском собрании с целями и задачами проекта;

- Привлечение к процессу подготовки для создания «Умных планшетов»;

- Привлечение к созданию совместных с детьми «Умных планшетов»;

- Привлечение к совместным играм детей с родителями.

- Знакомство со свойствами различных материалов в процессе проектирования «Умных планшетов»;

- Совместное планирование расположения материалов на дощечках (рисунки, чертежи, игры).

- Изучение современных источников, связанных с темой проекта;

- Создание проекта и плана его реализации;

- Подготовка и сбор необходимых материалов для создания «Умных планшетов».

- Совместное изготовление «Умных планшетов» воспитателей с детьми.

  1. Основной этап 01.09.2020 – 31.05.2021

Каждый «Умный планшет» имеет определенный набор дидактических игр и упражнений, выполнение которых помогает решать задачи развития ребенка в той или иной образовательной области. Содержание и «Умный планшет» выбирает сам ребенок или воспитатель в текущем виде деятельности в соответствии с планированием на неделю (см. таблицу).

Перспективное планирование по реализации проекта

Образовательная область

Виды деятельности*

Познавательное развитие (ФЭМП)

  • количественный счет различных предметов   в прямом и обратном порядке;
  • сравнение групп предметов разной структуры по  количеству;
  • зрительное измерение  величины и формы предметов (короткий-длинный, широкий-узкий, квадратный-треугольный,  маленький-большой и т.д.).
  • называние геометрических фигур;
  • ориентировка по направлениям (правый верхний угол, левый нижний и т.д.)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

  • определение предмета на ощупь;
  • ознакомление со свойствами разных материалов и их свойствами (полиэтилен, керамика, бумага, дерево, драгоценные металлы и др.);
  • классификация предметов по внешним и внутренним признакам (форме, размеру, весу и т.п);
  • воспитание бережного отношение к природе (например, рассказать о том, что некоторые материалы (полиэтилен) отрицательно влияют на окружающую среду.

Речевое развитие

  • тренировка артикуляционного аппарата;
  • тренировка употребления  в речи имени существительного в форме единственного и множественного числа (один карандаш – два карандаша и т.д.);
  • тренировка употребления  числительных в речи  (первый, второй, третий и т.д.);
  • обучение образованию глаголов;
  • развитие диалогической речи при описании предмета;
  • обучение согласованию прилагательного и существительного в роде, числе, падеже.

Физическое развитие

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика.

Социально-коммуникативное развитие

  • формирование умения у детей находить контакт со сверстниками и воспитателем (играя с планшетом в  подгруппах);
  • развитие представлений о вежливости, терпении, очередности и др.;
  • формировать чувства ответственности за свое поведение.

Художественно-эстетическое развитие

  • использование планетов как опоры для выстраивания ассоциативного ряда в художественно-эстетической деятельности (создание рисунка, композиции, рассказа и пр.).

  1. Заключительный этап (31.05.2021 – 04.06.2021)

Создание картотеки дидактических игр и упражнений для решения образовательных задач в рамках проекта.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В процессе использования «Умных планшетов» в воспитательно-образовательном процессе и педагогического наблюдения их эффективности, воспитатели создают и модифицируют дидактические игры и упражнения под особенности использования того или иного «Умного планшета». Таким образом, первичный набор дидактических игр и упражнений к концу реализации проекта расширяется и становится общедоступным для воспитанников разных возрастных групп.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Проект «Умные планшеты» реализован в 2020-2021 учебном году в старшей группе МБДОУ № 102. Проектная идея была представлена в начале учебного года на педагогическом совете с целью транслирования опыта и привлечения к участию коллег.

Перспектива развития проекта может заключаться в создании «Умного планшета» с эффектом 3d для решения задач по конструированию (использование в создании планшетов конструкторов разного типа).

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Прогноз негативных последствий

Коррекция негативных последствий

  1. Отсутствие самостоятельной игры с «Умным планшетом».

  1. Потеря интереса к имеющемуся наполнению «Умных планшетов».
  1. Максимальное включение «Умного планшета»:
  • в образовательную деятельность с акцентом на индивидуальное выполнение заданий и упражнений;
  • в игровую групповую деятельность детей.

  1. Создание новых или модернизация устаревших версий «Умных планшетов» с учетом запросов детей.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Для обеспечения реализации проекта организована взаимосвязь с родителями воспитанников по привлечению в проект добровольных пожертвований в виде  бросового материала (камни, ракушки, ткань, бигуди, семечки, колпачки, скорлупа орехов, макароны, жгуты, перышки, крышки, карандаши, ключи, пуговицы, скрепки, фетр, фигурки животных, губки, фигурки букв и цифр, ватные палочки, счетные палочки, пазлы и др.), клея, деревянных полотен. Дополнительный бюджет не предусмотрен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.
  2. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
  3. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
  4. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
  5. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 года»
  6. Пузанова Б.П. Дефектология: Словарь-справочник. -М.: Новая школа, 1996.-80с.
  7. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
  8. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планшет математический планшет

Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...

«Открытое мероприятие для педагогов г.Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды Кванториум ДОО Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Творческая деятельность детей на математическом планшете по стих-ию Г. Сапфира «Про яблоко»»

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования резинками на «математическом планшете».- дать первые представлениям о системе координат.- закрепить знания детей о домашних животных...

Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!

По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....

"Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального средства решения задач образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Мастер-класс Алтынбаевой Елены Борисовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» "Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального...

Развивающие планшеты "Геоборд", "Математический планшет"

Дидактические настольные игры, развивающие логическое мышление, память, мелкую моторику....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя»  в подготовительной группе...

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы.

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы....