Образовательный проект "Умные планшеты"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Узнавание первичных представлений об объектах окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Узнавание первичных представлений об объектах окружающего мира | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Умные планшеты»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Авторы: | Гаманюкова Татьяна Михайловна воспитатель первой кв. категории Кузьмина Галина Николаевна воспитатель высшей кв. категории; |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В современном мире электроники и гаджетов дети все дальше отдаляются от предметного мира в мир виртуальный. Электронные планшеты заменили детям игры, игрушки и книги. Во взаимодействии с современными гаджетами утрачивается возможность стимулирования процессов речевого и умственного развития ребенка. Ведь гладкая поверхность электронного планшета не передает ощущения предметов, изображенных на экране, а значит, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики не происходит. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста актуальна во все времена. В связи с этим возникла идея создать «Умные планшеты» как аналог электронных планшетов, имеющих преимущество для развития детей дошкольного возраста.
Цель: Ознакомление дошкольников с возможностями «Умных планшетов» и использование их в образовательном процессе.
Задачи:
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию;
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом и др.), а также развитие любознательности и познавательной мотивации у детей через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста познавательному развитию;
- Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по речевому развитию;
- Формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, выносливости, глазомера) и двигательных способностей (мелкой моторики, координации движений) через организацию оздоровительной гимнастики в рамках физического развития детей дошкольного возраста;
- Создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.) через организацию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию.
«Умные планшеты» имеют разнообразное наполнение и несут в связи с этим определенный функционал и соответствующие наборы заданий и игр. «Умные планшеты» являются ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды группы. Кроме того, ценность педагогического проекта заключается в том, что в создании «Умных планшетов» могут принимать участие сами воспитанники вместе с воспитателями, ведь старшие дошкольники уже способны аккуратно наклеивать материал на ровную поверхность. В такой планшет дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью. В результате использования «Умных планшетов» в образовательном процессе, совместная и самостоятельная деятельность детей может быть разнообразной, интересной, мотивированной, а главное полезной для их развития.
При создании «Умных планшетов» воспитатель может учитывать возрастной ценз группы (одновозрастная или разновозрастная) и таким образом определять необходимый материал и его количество для размещения на доске.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Вид проекта: долгосрочный, внутригрупповой, образовательный.
Форма организации деятельности детей: групповая, индивидуальная, коллективная.
Для реализации проекта создано пять «Умных планшетов» с определенным материальным наполнением (см. таблицу)
Планшет № 1 Пластиковые крышки разных цветов Деревянное лото с картинками Деревянные карандаши разных цветов Части коктейльных трубочек разных цветов Ракушки Текстильная лента Макаронные изделия Перья | Планшет № 2 Ватные палочки Конструктор-липучка Пластмассовые квадратики разных цветов Элементы пазлов Пластмассовые бигуди двух цветов Счетные палочки разных цветов Жгут Крупа |
Планшет № 3 Железные ключи Фетр Скрепки Пуговицы разных цветов и размера | Планшет № 4 Пластмассовые бигуди разных цветов Семечки Колпачки от фломастеров разных цветов Канат Камни разных размеров Половинки грецких орехов Пластиковые кольца для гардин Макаронные изделия |
Планшет № 5 Пластмассовые фигурки пегасов Пластмассовые буквы и цифры Губки |
Ознакомление дошкольников с возможностями «Умных планшетов» заключается в их использовании в разных формах детской деятельности (в образовательном процессе, в самостоятельной и групповой детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми).
«Умные планшеты» располагаются в групповом помещении и являются элементом развивающей предметно-пространственной среды, отвечающим основным требованиям ФГОС ДО (безопасность, насыщенность, полифункциональность, доступность). Легкая и мобильная основа безопасно и быстро позволяет ребенку перемещать «Умные планшеты» в пространстве группы в соответствии с содержанием деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап 17.08.2020 – 31.08.2020
Для успешной реализации проекта, важным стал подготовительный этап.
Данный этап предусматривал участие всех сторон образовательных отношений – детей, их родителей и педагогов (см. таблицу).
Участие родителей | Участие детей | Участие педагогов |
- Ознакомление родителей на родительском собрании с целями и задачами проекта; - Привлечение к процессу подготовки для создания «Умных планшетов»; - Привлечение к созданию совместных с детьми «Умных планшетов»; - Привлечение к совместным играм детей с родителями. | - Знакомство со свойствами различных материалов в процессе проектирования «Умных планшетов»; - Совместное планирование расположения материалов на дощечках (рисунки, чертежи, игры). | - Изучение современных источников, связанных с темой проекта; - Создание проекта и плана его реализации; - Подготовка и сбор необходимых материалов для создания «Умных планшетов». |
- Совместное изготовление «Умных планшетов» воспитателей с детьми. |
- Основной этап 01.09.2020 – 31.05.2021
Каждый «Умный планшет» имеет определенный набор дидактических игр и упражнений, выполнение которых помогает решать задачи развития ребенка в той или иной образовательной области. Содержание и «Умный планшет» выбирает сам ребенок или воспитатель в текущем виде деятельности в соответствии с планированием на неделю (см. таблицу).
Перспективное планирование по реализации проекта
Образовательная область | Виды деятельности* |
Познавательное развитие (ФЭМП) |
|
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность) |
|
Речевое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
- Заключительный этап (31.05.2021 – 04.06.2021)
Создание картотеки дидактических игр и упражнений для решения образовательных задач в рамках проекта.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В процессе использования «Умных планшетов» в воспитательно-образовательном процессе и педагогического наблюдения их эффективности, воспитатели создают и модифицируют дидактические игры и упражнения под особенности использования того или иного «Умного планшета». Таким образом, первичный набор дидактических игр и упражнений к концу реализации проекта расширяется и становится общедоступным для воспитанников разных возрастных групп.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Проект «Умные планшеты» реализован в 2020-2021 учебном году в старшей группе МБДОУ № 102. Проектная идея была представлена в начале учебного года на педагогическом совете с целью транслирования опыта и привлечения к участию коллег.
Перспектива развития проекта может заключаться в создании «Умного планшета» с эффектом 3d для решения задач по конструированию (использование в создании планшетов конструкторов разного типа).
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Прогноз негативных последствий | Коррекция негативных последствий |
|
|
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Для обеспечения реализации проекта организована взаимосвязь с родителями воспитанников по привлечению в проект добровольных пожертвований в виде бросового материала (камни, ракушки, ткань, бигуди, семечки, колпачки, скорлупа орехов, макароны, жгуты, перышки, крышки, карандаши, ключи, пуговицы, скрепки, фетр, фигурки животных, губки, фигурки букв и цифр, ватные палочки, счетные палочки, пазлы и др.), клея, деревянных полотен. Дополнительный бюджет не предусмотрен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с.
- Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
- Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
- Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
- Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 года»
- Пузанова Б.П. Дефектология: Словарь-справочник. -М.: Новая школа, 1996.-80с.
- Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планшет математический планшет
Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...
«Открытое мероприятие для педагогов г.Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды Кванториум ДОО Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Творческая деятельность детей на математическом планшете по стих-ию Г. Сапфира «Про яблоко»»
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования резинками на «математическом планшете».- дать первые представлениям о системе координат.- закрепить знания детей о домашних животных...
Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!
По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....
"Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального средства решения задач образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Мастер-класс Алтынбаевой Елены Борисовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» "Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального...
Развивающие планшеты "Геоборд", "Математический планшет"
Дидактические настольные игры, развивающие логическое мышление, память, мелкую моторику....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием математического планшета по сказке: «Три медведя» в подготовительной группе...
Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы.
Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты использованием игры «Математический планшет»«Ежик в осеннем лесу»с детьми старшей группы....