Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
: Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, развивать интерес детей, любознательность, познавательную активность, закладывать основы экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема занятия: Непосредственно-образовательная деятельность Занятие по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы» в средней группе.
Цель занятия: Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, развивать интерес детей, любознательность, познавательную активность, закладывать основы экологического воспитания.
Задачи:
Образовательная: формировать и совершенствовать знания птицах (есть зимующие, есть перелетные); знание видах перелетных птиц, уметь их отличать и называть; развивать конструктивные навыки (собирать разрезные карточки).
Развивающая: развивать интересы детей, любознательность.
Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Материалы и оборудование: фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением перелетных птиц; мяч
Раздаточный материал:
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Ястреб и », конструктивная деятельность, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Здоровье».
Ход НОД:
Загадки про птиц.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегирь)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто … (Синица)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома
— Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
На шесте — дворец, Во дворце — певец. (Скворец)
Всю ночь летает — Мышей добывает.
А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова)
Все ворует что блестит,
Глаз её, за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен.
На ветвях сидит высоко,
А зовут её?… (Сорока)
О ком были эти загадки? Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)
Правильно. Мы с вами поговорим о птицах. Птицы бывают разные: большие и маленькие, одни из них остаются с нами зимовать, а другие улетают в теплые края, но есть птицы, которые прилетают к нам на зимовку. Вот мы с вами сегодня подумаем, почему же некоторые птицы не остаются у нас, а улетают.
Давайте мы с вами послушаем звукозапись. Что вы слышите? (ответы детей)
- А как вы догадались, что это лес? Чьи голоса вы услышали в лесу?
Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на картинки, каких птиц вы здесь узнали?
Давайте вспомним еще раз и назовем какое у нас сейчас время года. (ответ детей).
Правильно. А что у нас происходит осенью? (ответы детей).
А еще осенью все насекомые прячутся. Кто в коре деревьев, кто в земле. Пруды реки и озера начинают покрывать корочкой льда. Поэтому птицам, которые питаются насекомыми, рыбой или лягушками уже себя не прокормить. И давайте с вами подумаем, как же птицы могут решить эту проблему. (ответы детей).
Правильно. Птицы собираются в стаи и летят в …(ответ детей).
Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными). Весной птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей детёныш?»
Упражнение «Чей детёныш» (с мячом)
на образование супплетивных форм существительных. У грача - грачонок и грачата. У скворца - скворчонок и скворчата. И так далее.
Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. (Дети по желанию выходят и описывают птиц).
Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне, и мы поиграем в игру «Перелетные птицы»
Физминутка: подвижная игра «Зимующие и перелетные»
проводится под фонограмму веселой музыки.
- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют:
«Друг за другом мы идем, дружно, весело поем.
Надо думать, не зевать, только верно показать».
(Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Присаживайтесь на свои места.
Итог занятия: Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями?
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики, на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).
Воспитатель: Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Давайте попробуем для наших перелетных птиц свить гнезда. Что нам для этого нужно? (на столы выкладываются карточки с изображением 4-х перелетных птиц, дети выбирают материал из общей корзины: для грача – ветки потолще, для ласточки - глину и пух, для скворца – тоненькие веточки, а кукушке …;). Молодцы, ребята, свить гнездо очень тяжелая работа, но вы с ней справились, теперь птичкам есть, где жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Не птицы, а летают"
Непосредственно- образовательная деятельность в форме занятия-викторины с элементами игры и эксперементальной деятельности...
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ
ЦЕЛЬ. Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Развивать интерес к жизни птиц...
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Птицы»
Знакомство с многообразием птиц. Уточнение названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенностей, выделение существенных различий. Знакомство детей с понятиями«лететь клином»,...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Птицы города" для детей 2-3 лет
Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию на тему: "Птицы города. Голубь, воробей, ворона"...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Птицы нашего края"
для детей подготовительной группы...
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема. Домашние птицы. Вторая младшая группа
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема. Домашние птицы. Вторая младшая группа...