Жизнь диких животных зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Донская Лариса Арсентьевна

Конспект занятия «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dikie_zhivotnye_zimoy._sr.gr_.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа).

 «Познавательное развитие».

Цель: расширение знания детей о диких животных и об их жизни зимой в лесу.

Задачи:

Познавательные: продолжать знакомить детей с дикими животными; обогащать, имеющиеся представления у детей о жизни диких животных зимой в лесу.

Образовательные: закрепить знания детей о жизни диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни в зимний период, формировать представление детей о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; 

Развивающие: развивать связную речь, познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные: воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес детей к изучению природы; воспитывать умение сопереживать и эмоционально-доброжелательно относится к живым объектам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды деятельностиигровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная, художественная.

Материалы: картинки диких животных, картины зимнего леса, материалы для лепки.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Ход занятия.

-Ребята, давайте возьмемся за руки. Упражнение «Круг добра».

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

 А сейчас ребята, отгадайте загадки.

1. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

1.Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Ребята, кто из вас был в зимнем лесу?

Я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в зимний лес, чтобы узнать как живут в лесу дикие звери. Все вместе закрываем глаза и повторяем дружно, хором волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открываем картинки с изображением зимнего леса, и дети открывают глаза.

Давайте, ребята, вспомним животных, которые живут в нашем лесу. Поможет нам в этом игра.  

Дидактическое упражнение «Узнай животное» (с мячом)

- Большой (кто?)….(медведь).

-Хитрая (кто?)….(лиса).

-Голодный, злой (кто?) ….(волк)

-Косолапый (кто?) …(медведь).

-Трусливый (кто?) …(заяц)

-Зубастый (кто?)…(волк)

-Прыгучая (кто)…(белка)

-Белый (кто?)….(заяц)

-Неуклюжий (кто)…(медведь)

-Колючий (кто)…(еж)

-Пушистая (кто?)….(лиса)

-Большой, лохматый, косолапый (кто?)….(медведь)

-Серый, зубастый (кто?)….(волк)

-Маленький, трусливый, пушистый (кто?)….(заяц).

- Ребята кого же мы еще с можем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом. (Белка) (Показ картинки белки)

- Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет, но она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.

-А как к зиме белка готовится? Летом и осенью она собирает орешки и шишки и питается их семенами.

- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был (каким?) серым. А к зиме? постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору с упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода кора.

Динамическая пауза: «Зайчики»

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальчики)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим руками, изображая руль)

Там тепло и тихо (обнимаем себя руками, показываем пальчиком)

Волка нет (грозят пальчиком)

И дают морковку на обед (гладят животики).  

У зайца много врагов в лесу. Загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

- Лиса тоже к зиме  готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не было холодно. Ходит лиса как в валенках.

Следующая загадка:

На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)(Показ картинок).

  -Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

- Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

 Послушайте еще загадку.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

     Спит в избушке снеговой. (медведь)

- Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, медведь в берлоге.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши». (Игра с мячом)

-Как называются дикие животные лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка - …. бельчонок, бельчата.

Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Игра «Четвертый лишний».

Игра проводится без опоры на наглядные пособия. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

- Ребята, мы так долго гуляли по лесу, нам пора уже возвращаться в группу, там вас ждет что-то интересное.

Физкультминутка:

Ну-ка, дружно встанем вместе,

Повернемся все на месте,

Громко хлопнем мы три раза,

Подмигнем все правым глазом,

Левой топнем ногой!

А потом еще другой!

Закричим мы все «Ура»!

В группу нам теперь пора!

- Посмотрите, у меня есть капсулы от киндер - сюрприза. В каких животных их можно превратить? Добавим носик, ушки, четыре лапки и перед вами появятся дикие животные.

Я предлагаю вам взять капсулы и превратить их в животных.  Мы их поселим в наш зимний лес (макет). Дети берут себе капсулу, пластилин и садятся за столы. Начинают лепить задуманное им животное.

Итог:

Ребята, что мы сегодня делали на занятии, где путешествовали? Что мы сегодня узнали?

Понравилась ли вам занятие? Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­ливать, как влияет смена вр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Программное содержание: Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­лив...

ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ» (проект одного дня)

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.Обогащать знания детей  о животных, их повадках, поведении....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим с детьми младшего дошкольного возраста "Образ жизни диких животных зимой"

Презентация позволяет в наглядной форме закрепить и расширить представления детей об образе жизни диких животных в зимний период времени. Представленные в презентации загадки о диких животных развиваю...

Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе

Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...