Волкова Н.А. Декабрь, 4 неделя. Скоро, скоро Новый год. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Новогодний калейдоскоп».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Декабрь, 4 неделя.
Тема недели «Новогодний калейдоскоп».
Природоведческая тема «Скоро, скоро Новый год».
“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.
Василий Александрович Сухомлинский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять кругозор детей.
- Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
- Расширять представления о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни.
- Познакомить детей с временным понятием – год.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
- Поддерживать интерес детей к загадкам.
- Развивать познавательный интерес детей.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Декабрь, 4 неделя.
Тема «Скоро, скоро Новый год».
День недели | Дневная прогулка | Дополнительно |
Понедельник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Сугробы». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. | |
Вторник | Наблюдение за погодой. Исследование «Погода в декабре». Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. | Подвижная игра «Мороз – Красный нос». Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение из окна «Мороз». Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. | Музыкальная игра «Мороз». Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. |
Четверг | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Декабрь год завершает». Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. | Малоподвижная игра «А я с горочки катаюсь». Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. |
Пятница | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Скоро, скоро Новый год». Напомнить детям о временном понятие – год.
|
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Сугробы».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
Уж ты зимушка-зима,
Стужу люту привела.
Уж ты зимушка-зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все лужки
Не проехать, не пройти.
— Дети, в гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Зима месила тесто,
Наутро повсеместно
Из пушистой сдобы
Выросли… Сугробы
— Дети, как вы думаете, что такое сугробы? (предположения детей).
— Сугробы – это скопления снега в одном месте. Дети, как вы считаете, почему вырастают сугробы? (ответы детей).
— После сильных снегопадов на дорогах скапливается снег, возникают сугробы. Когда дуют сильные ветра, они сметают снег в одну кучу, вырастают сугробы. Дети, в какое время года бывают сугробы? (ответы детей).
— Сугробы бывают только зимой, когда идёт снег. Дети, как вы считаете, сугробы – это хорошо или плохо? (ответы детей).
— Сугробы мешают движению машин и людей. Это плохо! Люди очищают дороги и тротуары от снега. Сугробы укрывают корни деревьев и защищают их от мороза. Под сугробами, как под тёплым одеялом, прячется зелёная травка. Это хорошо! Садоводы набрасывают снег к стволам деревьев, а хлеборобы вывозят сне на поля, чтобы растения не замёрзли. Сугробы укрывают тёплым покрывалом берлогу медведя, норки ежей, мышей и других животных. Дети вспомним приметы зимы? (ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, сугробы. Дети, что мы узнали о сугробах?
Вывод. Дети, мы узнали, что сугробы – это скопления снега в одном месте. Сугробы мешают людям передвигаться. Сугробы укрывают животных и растения от морозов.
Исследование «Погода в декабре».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным, зимним днём. Что вы чувствуйте, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода. Погода зимой – это холодно, морозно; ясно, пасмурно или облачно, идёт снег; ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Погода в декабре холодная, морозная. Ветра за щёки кусают, обморозить мечтают.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,
Мёрзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!
Игорь Белкин
— Дети, как нам мороз перехитрить, на улице не замерзать, а долго-долго гулять? (ответы детей).
— Главное, тёплую одежду подобрать. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза себя защищаем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в декабре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода в декабре холодная, морозная. Она опасна для нашего здоровья. Но нам морозы не страшны, тепло одеваемся мы.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Подвижная игра «Мороз – Красный нос».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать ловкость детей, увёртливость, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Игра.
Закличка.
Добры молодцы
да красны девицы.
Кому морозы не страшны,
подходите для игры.
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие собираются в одном из них.
— Дети, игра называется «Мороз – Красный нос». Это народная игра, в неё играли наши предки в далёком прошлом. Игра эта показывает отношение народа к морозу. Для игры нужно выбрать ведущего с помощью считалочки.
Считалочка.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот к морозу попадёт.
— Кто к морозу попадёт, тот и стал Морозом. Мороз–Красный нос становится посредине площадки, между домами, лицом к играющим и произносит:
Я – Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
— Дети, мы морозу хором отвечаем:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
— Только после слова «мороз» мы перебегаем через площадку в другой дом, а Мороз ловит детей и старается коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» дети останавливаются. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
- ответ Морозу все дружно повторяем, смелость прославляем;
- про сигнал не забываем, без сигнала бег не начинаем;
- друг друга не толкаем, за одежду не хватаем;
- если Мороз заморозил, остановитесь и не двигайтесь.
После каждой перебежки подсчитывают, сколько детей заморозил Мороз и выбирают нового Мороза из детей, которые добежали до домика.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Наблюдение из окна «Мороз».
(в морозный день беседа в группе).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Сегодня утром, когда я шла в детский сад у меня, мёрзли руки, мёрзнул нос. А вы, дети, что чувствовали? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Подышал он на окно –
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берёз
Инеем укрыл ... Мороз.
— Дети, что такое мороз? (предположения детей).
— Мороз – это очень сильный холод. Дети, в какое время года бывают морозы? (ответы детей).
— Морозы бывают только зимой. В сильные морозы деревья покрываются инеем, на окнах появляются узоры.
Педагог предлагает детям выглянуть в окно. Если есть такая возможность, дети рассматривают узоры на окнах или иней на деревьях.
— Стужа да морозы опасны и страшны, могут убить они. Природу от мороза снег защищает, тепло укрывает. Дети, а как мы защищаемся от мороза? (Ответы детей).
— Много слоёв одежды от мороза защищают. 1 слой – майка или футболка, 2 слой –тёплая рубашка или платье, 3 слой – кофта или свитер, 4 слой – шуба или пуховик. В морозы ноги лучше всего защищают валенки с тёплыми шерстяными носками. Друзья, вы себя оберегайте, от мороза защищайте, тёплые шапки, шарфы, варежки надевать не забывайте. Дети, как вы думаете, что такое обморожение? (предположения детей).
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (предположения детей).
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрываем, от мороза защищаем. Дети, как ещё можно на улице от мороза себя защитить? (предположения детей).
— Дети, вы помнить, что внутри нас есть горячая печка, наша кровь. «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, ножками топаем, в ладоши хлопаем. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: снег, холод, мороз. Дети, что мы узнали о морозе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что мороз – это очень сильный холод. Он опасен для здоровья и жизни людей.
Музыкальная игра «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова песни запоминайте.
Дети стоят по кругу. Педагог поёт и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот так холод, вот мороз, Больно щиплет нос. Больно щиплет нос. | Ладони приложим к щекам, покачаем головой вправо–влево. Закроем нос ладошкой. |
Чтоб согреть его скорей, Надо потереть сильней. Чтоб согреть его скорей – потереть сильней. | Указательными пальцами обеих рук проводим по крыльям носа сверху вниз на каждое слово. |
Будем ножки согревать, Прыгать и скакать. Прыгать и скакать. | Руки на пояс, пружинки. Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки на двух ногах на месте. |
Очень холодно стоять, Ножки стали замерзать. Очень холодно стоять – Стали замерзать. | Притопы двумя ногами – быстрые топочущие шажки на месте. При выполнении притопов колени слегка согнуты, корпус прямой. |
Крепче стал мороз никак, Мёрзнем стоя так. Мёрзнем стоя так. | Пружинки с поворотом – пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки (как бы покачивание на пружинках) с поворотом корпуса вправо – влево. |
Нам пора бежать бегом, Нам нельзя идти пешком. Нам пора бежать бегом – Нельзя идти пешком. | Бег на месте, руки согнуты в локтях. |
Чтобы ручки согревать, Будем мы махать. Будем мы махать. | Руки вверх, покачиваем влево – вправо. |
И в ладоши будем бить, И локтями шевелить. И в ладоши будем бить – Локтями шевелить. | Тарелочки – руки вытянуты вперёд на уровне груди. Ладони раскрыты, параллельно друг другу. Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх. |
Мы на месте не стоим, Мы бежим, бежим. Мы бежим, бежим. | Бег по кругу в медленном темпе. |
Чтоб согреться поскорее, надо нам бежать быстрей. Чтоб согреться поскорее, побежим быстрее. | Бег по кругу, увеличение скорости бега. |
По желанию детей игра повторяется.
Наблюдение «Декабрь год завершает».
Задачи. Познакомить детей с временным понятием – год. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы чувствуете, что ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, сугробы. Дети, какой сейчас зимний месяц? (декабрь).
Декабрь – он год ведёт к концу.
Зима снежок метёт к крыльцу,
Морозом студит колким…
Юрий Чичёв
— Дети, как вы считаете, почему декабрь год ведёт к концу? (предположения детей).
— Люди придумали календарь. Они поделили время на года. Год на месяцы. Декабрь – последний месяц года. Декабрь год завершает. Дети, вспомним, как в народе называют декабрь? (ответы детей).
— В народе говорят: Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит. Дети, как вы считаете, что хорошего, интересного подарил нам декабрь? (ответы детей).
— Я согласна с вами, что лучший подарок декабря, это снег, из которого можно построить снежную горку. Декабрь – первый месяц зимы, и последний месяц года. Дети, что нового мы узнали о декабре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что декабрь – год завершает.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Малоподвижная игра «А я с горочки катаюсь».
Задачи. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, вы знаете правила безопасного поведения на горке? (ответы детей).
— Сейчас мы это проверим. Предложения я скажу, а вы решаете правильно или нет и отвечаете мне движениями. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
- Если не согласны, то топайте ногами.
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!
- Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- И, расталкивая всех, поднимаюсь я наверх. (Топ-топ-топ)
- Я, тихонечко съезжаю, на друзей не наезжаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- С горки весело лечу, всех сейчас я задавлю. (Топ-топ-топ)
- Мне ступеньки не нужны, по горке вверх я поползу. (Топ-топ-топ)
- Когда на горку поднимусь, на ледянку сразу я сажусь. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- На горке я стою, во все стороны смотрю, никого не пропускаю, один горку занимаю. (Топ-топ-топ)
- Я толкаю девочек, я толкаю мальчиков, весело играю, друзей обижаю. (Топ-топ-топ)
- Друзей с горки не толкаю, правила безопасности соблюдаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
— Замечательно, друзья! Правило безопасного поведения на горке вы знаете, а теперь можно и с горки покататься.
Наблюдение «Скоро, скоро Новый год».
Задачи. Напомнить детям о временном понятие – год. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Рассказать детям о влияние зелёного цвета на здоровье человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём.
Что вы видите, что вы чувствуете, что ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
Декабрь – он год ведёт к концу.
Зима снежок метёт к крыльцу,
Морозом студит колким.
Не за горами Новый Год,
И праздник в гости к нам придёт
С подарками и с ёлкой!
Юрий Чичёв
— Дети, как вы считаете, почему не за горами Новый Год? (предположения детей).
— Люди придумали календарь. Они поделили время на года. Год на месяцы. Декабрь – последний месяц года. Дети, какой праздник скоро наступит? (ответы детей).
— Скоро, скоро Новый год. Все люди Земли провожают старый год и празднуют начало нового года. Дети, как мы празднуем Новый год? (ответы детей).
— Для встречи Нового года люди наряжают ёлку. Ель – хвойное дерево. Зелёная хвоя радует нас своей зеленью среди белоснежной природы. Зелёный цвет – это цвет жизни. Встречая Новый год, мы прославляем жизнь. Зелёный цвет дарит нам здоровье, гармонию.
Если на участке есть хвойное дерево, подойти с детьми к дереву, рассмотреть хвоинки, нарядить хвойное дерево самодельными игрушками.
— Дети, что мы узнали о Новом годе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что декабрь – год провожает, Новый год встречает. Скоро, скоро Новый год.
Весёлые упражнения «Новый год!»
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Тает месяц молодой, Гаснут звезды чередой. | Руки вверх. Руки через стороны вниз. |
Из распахнутых ворот Солнце красное идёт! | Руки на пояс, ходьба на месте. |
Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год! Самуил Маршак | Руки вперёд, ладони вверх. Руки в стороны. Руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план образовательной работы младшей группы на неделю. Тема недели: «Скоро, скоро Новый Год, группу украшаем»
Календарный план образовательной работы младшей группы №8 «Рябинка» Тема недели: «Скоро, скоро Новый Год, группу украшаем»...
Советы и рекомендации родителям по тематической неделе "Скоро, скоро Новый год!"
Дистанционное обучение позволяет родителям при помощи педагогов эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома. А также получить отдых на некоторое время и заняться своими делами пока...
тематическая неделя "Скоро, скоро Новый год"
Формировать познавательный интерес к празднику.Создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности. Познакомить с Дедом Моро...
Волкова Н.А. Сентябрь, 1 неделя. Урожай. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Урожай». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 4 неделя. Птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Детский сад»....