Конспект открытого занятия "Как звери к зиме готовились"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фомина Анна Сергеевна

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста с задачами соответствующими ФОП ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Как звери зимой в лесу живут.»

Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных зимой.

Задачи

Познавательное развитие способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях, упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме; Совершенствовать умения детей устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных

Социально-коммуникативное: создание положительного климата в группе.

 Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу (называть друг друга ласково, нежно, весело)

Физическое развитие совершенствовать технику основных движений (ходьба разными способами).

Речевое развитие активизировать словарь детей, обогащение словаря: «мышкует», «вожак». Учить детей отвечать целыми предложениями.

Художественно-эстетическое развитие развивать художественно-эстетические навыки, воображение.

Учет интересов детей: игровые задания, способствующие проявлению инициативы детей.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, жилище, рассматривание иллюстрации.

чтение литературы о животных, рассматривание энциклопедий, проведение дидактических игр «Кто где живет?» «Чей дом», «Лото дикие животные», «Назови ласково»? «Чей хвост?», «Кто здесь лишний?»

Материалы:

 Демонстрационный материал: картинки зверей, зимнего леса, снежинки, следы.

Раздаточный материал: карточки с различными символами.

Планируемые результаты: дети усвоили связь между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных в природе.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?  (зима)

Воспитатель: Правильно. Скоро к нам придет зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель:  Сегодня  я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке  (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше,  теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем  (дети идут, высоко понимая ноги).

Мотивационный момент

Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый  лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. Давайте представим что пошел снег. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы.

Основная часть

 Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (картинка зайца)

Воспитатель: На что похожи следы зайца?

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете,  от кого он прячется?

Воспитатель: Что помогает зайцу  заметить опасность?

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?.

Воспитатель:  Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Картинка сено, кора, ветки.

Воспитатель:  Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят.

      - Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

      - А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим  ему? (отбор карточек с сеном, ветками, овощами)

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Воспитатель: Какого цвета шубка у  белочки  зимой?

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Воспитатель:  Где устраивает своё жилище белочка?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла..

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Воспитатель: Давайте и  белочку угостим,  что мы оставим полакомиться ей?(ответы детей) картинка с ягодами, грибами

Физкультминутка.

   Физзарядкой белочке не лень

   Заниматься целый день.

   С одной ветки, прыгнув влево,

   На сучке она присела.

   Вправо прыгнула потом,

   Покружилась над дуплом.

   Влево - вправо целый день

   Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете?

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору.  Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? .

Воспитатель:  Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (картинка мышь).

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (рыба, сало, мясо)

Воспитатель:  Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые.

Воспитатель:  Что согревает волка зимой? 

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму  не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? 

 Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (картинка лось).

Давайте мы с вами сделаем рога как у лося (пальчиковая гимнастика)

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?.(дети отбирают нужные картинки)

Воспитатель:  Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (картинка с кормушками с сеном)

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Воспитатель:  Почему медведь зимой спит? .

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Воспитатель:  Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Карточки следов на полу. Прыгают как зайцы, крадутся как лиса, поднимают высоко ноги как лоси и тд)

Заключительная часть

Воспитатель: Пришла пора нам  возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель:  Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель:  Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом,  для чего он нужен? .

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Рефлексия

Воспитатель: Возьмите снежинку и скажите, что вам понравилось. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей). Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Молодцы ребята.

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод "как звери к зиме готовятся" (с использованием ЭОР)

план-конспект образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе...

Конспект ООД «Как звери к зиме готовились»

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром(старший дошкольный возраст)....

Конспект НОД "Как звери к зиме готовятся"

Конспект НОД Тема: «Как животные леса к зиме готовятся» Возрастная группа: старшая группа Образовательная область: Речевое развитие...

Конспект занятия «Как звери к зиме готовятся»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных....

Конспект ООД "Как звери к зиме готовятся"

Конспект ООД "Как звери к зиме готовятся"...