Конспект занятия "Волшебница Зима" для среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Катусова Екатерина Анатольевна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Для закрепления знаний у них о времени года - Зима; об особенностях природы во время зимы; о признаках зимнего периода в году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnitsa_zima.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт - Петербурга

Конспект занятия

«Волшебница зима»

для детей среднего дошкольного возраста

с использованием проблемной технологии

Составила воспитатель:

Е.А. Катусова

Санкт-Петербург 2023г.

Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега. 


Задачи:
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и  интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Развивающие: формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения.

Образовательные: обобщить представление детей о зиме; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».


Методы и приемы:

Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты).

Использование природного материала – снега.

Словесные методы (беседа, использование художественного слова – загадки, стихотворения  о зиме, вопросы поискового характера).


Оборудование и материалы: ТСО, картинки-загадки, письмо,  инвентарь для опыта со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой.


Раздаточный: снежинки из бумаги.


Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И.Чайковского «Декабрь-Вальс».

Ход занятия:


В: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.

Все вместе:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, милые дети

Вы прекрасней всех на свете! 


В: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе откроем и прочтем его.


Так начинается письмо:

«Я не был у вас очень давно

Друзья, нам встретиться пора

До скорой встречи, детвора!» Снеговик.


В: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима).

В: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)

В: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.


В: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа). 
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) 

- Какая погода бывает зимой?

 - Что происходит зимой на водоёмах? 

- Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный) 

Стук в дверь. Входит снеговик.


С: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?

С: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка.

В: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).


Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)


В: А теперь вставайте в кружок со мной.


Игра.

Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.


Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.

С: Ой, где же снег, здесь только вода.

В: Да, Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите,  а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).

В: Дети, значит, снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса.

В: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и расскажем о том, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:


Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. 


Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)


Игра «Снежинки».


Дети делятся на две команды. Им раздают снежинки из бумаги. Дети должны найти такую же снежинку в противоположной команде.


В: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!
В: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки .Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой? 
В: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.

С: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!

В: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран:     


1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)

2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)

3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)

4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)


С: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.

В: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год).

С: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!


Рефлексия.
В: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик? Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? (Дети оценивают друг друга)

В: Ребята, добрые слова не лень 

Говорить нам целый день,

На прощание всем мы скажем: «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ» (Образовательная область Познание. Коммуникация.Интеграция: Здоровье, Художественная литерату...

Примерный план-конспект НОД детей среднего дошкольного возраста "Спички детям - не игрушки".

Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ собственной безопасности детей среднего возраста  -  образовательная область " Безопасность"....

Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"

Этнокультурное воспитание  в детском саду предполагает  изучение  народного фольклора.  Данное занятие построено на основе сказки,  хорошо знакомой детям. Такие области как Ко...

Конспект для детей среднего дошкольного возраста «В Зимнем лесу»

Программное содержание- Учить отгадывать загадки о диких животных;- Уточнить представление о том, как зимуют дикие животные, упражнять в образовании названий детенышей диких животных;- Упражнять в обр...

Конспект НОД в среднем дошкольном возрасте по художественно - эстетическому развитию (аппликация)

Материал предназначен на совместную деятельность педагога и детей по  по художественно - эстетическому развитию....

Конспект по рисованию, средний дошкольный возраст Тема: «Кто в каком домике живет…»

Программные задачи:- Формировать представление о том, где живут насекомые, птицы, животные вызвать у детей сострадание к  животным, птицам, насекомым. - Развивать умение детей  создават...