Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Этнокультурное воспитание в детском саду предполагает изучение народного фольклора. Данное занятие построено на основе сказки, хорошо знакомой детям. Такие области как Коммуникация, Чтение художествееной литературы, Социализация, Художественное творчество в этом занятии нашли свое отражение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pampalche.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
- Цель: продолжать развивать у детей интерес к марийскому фольклору; учить оценивать поступки героев, характеризуя некоторые нравственные качества - добрый, злой; развивать умение раскладывать картинки в соответствии с развитием сюжета в знакомой сказке; познакомить детей с музыкальными инструментами: барабан -тумыр, гармонь - марла гармонь; продолжать учить рисовать марийский узор - оленьи рожки.
- Методические приёмы: игровой, художественное слово, беседа, наглядный, практические действия детей, проблемная ситуация, показ с объяснением.
- Материалы к занятию: иллюстрации к сказке "Сереброзубая Пампалче", музыкальные инструменты: тумыр, марий гармонь; изображение диких животных : заяц, медведь, лиса; оборудование к рисованию: силуэты барабана по количеству детей, кисти, красная гуашь, салфетки для промакивания кисти, баночки с водой, подставки для кисточек; музыкальное оформление - мариийские мелодии
- Предварительная работа: Чтение детям сказки "Среброзубая Пампалче", дид. игра "Разложи узор", экскурсии в мини-музей, рассматривание изделий народного промысла марийских умельцев: матрёшки, одежда, музыкальные инструменты, посуда; рисование и аппликация по одноимённым темам.
- Ход занятия:
Дети под спокойную музыку заходят в группу. Их встречает Сереброзубая Пампалче.
Пампалче.- Салам лийже, йоча-влак. Здравствуйте, дети. Узнали вы меня? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
Живу с отцом -охотником Лесные звери все -
В избушке лубяной Мои друзья
Кормлю его грибочками Боюсь я Водяного
И ягодой лесной. Да Вувер-кува.
Дети: - Вы Сереброзубая Пампалче.
Пампалче: - Правильно, узнали вы меня. Я тоже хочу с вами познакомиться.
Имён я знаю много. Послушайте, сейчас
И каждого из вас Чьё имя назову-
Запомню очень ловко: Подаст мне смело руку
И я её пожму!
(Пожав руку, ребёнок садится на свой стул. Игра проходит в быстром темпе.)
Пампалче: - Дети, нравится вам моя сказка? Наверно, знаете кто в моей сказке добрый? Почему?
Дети: - Лиса, Заяц, Медведь, сестрица старшая. Они мешали Вувер- куве сосну рубить, на которой ты сидела. Сестрица старшая лестницу спустила, чтобы ты могла по ней на гору подняться.
Пампалче: - Правильно. А кто в моей сказке злой? Почему?
Дети: - Водяной-владыка, Вувер-кува. Они хотели насильно тебя замуж выдать и увести жить под воду.
Пампалче: Вы действительно знаете мою сказку. Значит, без труда справитесь с моим заданием: нужно разложить иллюстрации к сказке «Сереброзубая Пампалче» по порядку: что было сначала, а что потом.
{Дети выполняют задание, по его окончании слышится марийская мелодия «Кельмаксолинская плясовая»)
Пампалче: - Дети, какая это мелодия? Русская или марийская?
Дети: - Это мелодия марийская.
Пампалче: - Какие музыкальные инструменты вы слышите?
Дети: - Барабан и гармошка. Тумыр и мари гармонь. Пампалче: - Я вам сейчас покажу эти инструменты. (Достаёт инструменты). Это марийский музыкальный инструмент - тумыр-барабан. А это барабанные палочки, путоя-влак (панга-влак). Ими отбивают ритм на тумыр-барабане. Вот так. (показывает). А это мари гармонь, гармошка .На ней играют пальцами, растягивают гармошку, чтобы в неё попал воздух и нажимают на кнопочки.{показывает), появляется звук. В моей сказке на тумыр и мари гармони играли дядюшки, которые шли на свадьбу. Вот они {показывает на картинке по сказке) А сейчас я с вами поиграю. Вставайте все в круг. Когда застучу в барабан вот так: , быстрый ритм, вы маленькими шагами, тихо пойдёте друг за другом. Но как только я заиграю на барабане сильно и громко - вы пойдёте большими шагами . Понятно? {Играют в игру. Пампалче поёт под аккомпанемент марийскую народную мелодию).
Пампалче: - Понравилась игра? Дети, а я к вам не просто так пришла, а с просьбой. Мои друзья: медведь и лиса захотели научиться играть на тумыр. Барабаны у меня уже есть, осталось украсить тумыр марийским орнаментом. Поможете? ( дети рассаживаются за столы и рисуют узор по ободу барабана).
Пампалче: - Молодцы, дети! Для кого мы украшали барабаны? Каким узором? Спасибо вам за помощь. Понравилось вам со мной играть? А что больше всего понравилось? {Дети рассказывают о своих впечатлениях) Хотите я к вам ещё приду? До свидания. Чеверын, йоча-влак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"
Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...
Педагогический совет:«Эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края".
Систематизация и пополнение знаний педагогов по истории, культуре, природе родного края....
ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем д...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»
Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...
программа по дополнительному образованию кружка по ознакомлению детей с историей и культурой родного края
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""
В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....