"Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимушка-зима» старшая группа
Воспитатель: Кушнырь Н.С
Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : информационно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта :дети старшей группы, воспитатели групп родители.
Интеграция образовательных областей:
"Позновательное развитие", "Художественно эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Актуальность проекта :
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель проекта :
1. Расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой;
2. Развивать коммуникативные способности;
3. Развивать память, мышление, внимание;
4. Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображения, умению замечать изменения в природе;
5. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.
Ожидаемый результат:
Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
Определяет признаки зимнего времени года;
Может поддерживать беседу о птицах, сопровождая эмоциональной речью;
Интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование «Деревья в снегу», аппликация «Снеговик»,);
Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения.
Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
С интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования.
I этап-подготовительный.
-Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности;
-Подбор познавательной информации картинки, пейзажи о зиме;
-Сбор информации о временах года: "Приметы", "Стихи", "Загадки".
II этап - основной.
1) Познавательное развитие:
1. Беседа с детьми на тему: «Особенности зимней природы».
Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры)особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой; поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе, округе; воспитывать любовь к родному городу, округу, краю.
2. Беседа с детьми на тему:
«Признаки зимы».
Цель: уточнять и расширять знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный, колючий; люди тепло одеты: деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят); закреплять умения находить и узнавать зимующих птиц в природе (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря, учить видеть особенности их поведения зимой; упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
3. Безопасность зимой «Гололёд»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;
уметь по картинкам определять опасную ситуацию;
описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить
травму и не погибнуть.
Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.
Ход беседы:
1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед» :
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
1. Беседа о гололеде.
2. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила:
-не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
-если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
4. Зимующие птицы.
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих птицах; знакомить с особенностями их жизни, учить различать их по существенному признаку; дать представление, как можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
5. Прочтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
6. Прочтение стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз – воевода».
7. Прочтение стихотворения С. А. Есенина «Берёза».
8. Прочтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога».
9. Зимние загадки
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья. (вьюга)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий. (лед)
2)Художественно-эстетическое развитие
Рисование
Рисование «Деревья в снегу».
Цель: совершенствование навыков рисования пейзажа, используя традиционную и нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить рисовать картины зимней природы;
- закрепить знание понятия «пейзаж»;
- расширять представления о жанрах живописи; о великих русских художниках;
Развивающие:
-развивать творчество, фантазию, воображение;
-развивать интерес к нетрадиционным техникам изодеятельности;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
- аккуратность, самостоятельность.
Материалы и оборудование: листы для акварели, акварель, гуашь белая, кисти для рисования, кисти жесткие из щетины, салфетки, клеенки, палитры, магнитофон, аудиозапись - П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», картина И. Шишкина «Зима».
Предварительная работа: наблюдение за деревьями в снегу на прогулке, рассматривание картин, чтение художественной литературы.
Воспитатель:
Белоснежная хозяйка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
(Зима)
Воспитатель: Зима очень красивое время года, правда, ребята? Особенно красивы деревья в инее, в снегу. Поэты воспевали зиму в своих стихах. Художники писали картины русской природы. А как называется картина с изображением природы? (Ответы детей).
Воспитатель: Пейзажи каких художников вы знаете?
Дети: И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Саврасов «Зима».
Воспитатель: Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. Только густо-темные деревья, только белый снег. И больше ничего. Как вы думаете, можно ли из этого создать интересную картину?
Ответы детей.
Воспитатель: Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. И называется картина "Зима".
(Педагог обращает внимание детей на картину И. Шишкина «Зима»)
Воспитатель: Мы уже рисовали с вами пейзажи. А сегодня мы будем рисовать необычным способом. Вы уже обратили внимание, что для работы приготовлены 2 кисти: для рисования мягкая и жесткая, краски: акварель и белая гуашь. Как выдумаете, что можно нарисовать белой гуашью?
Дети: Снег, иней.
Воспитатель: Давайте сначала сделаем фон рисунка. Каким образом можно сделать максимально прозрачный фон?
Дети: Нанести акварельную краску и размывать ее водой.
(Дети рисуют фон. Затем даем работам просохнуть).
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз полюбуемся красотой зимних деревьев из окна! (Отметить, как лежит снег на березе, на ели). Читает стихотворение:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев (отрывок)
(Дети возвращаются за столы)
Воспитатель: Ребята, подумайте, какие деревья вы будете рисовать: только лиственные или только хвойные, или это будет смешанный лес. Уточнить способ рисования дерева. Предлагаю детям методом тычка нанести снег на деревья кистью для клея, предварительно обмакнув ее в гуашь.
Вверх – вниз, вправо – влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас!
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Итог: Анализ детских работ. Дети выбирают наиболее понравившуюся работу, отмечают ее достоинства по выбору цветового решения, композиции, правильного изображения деревьев
Аппликация
Аппликация «Снеговик».
Цель: учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
Задачи:
Обучающая: учить располагать на листе бумаги композицию;
Развивающая: развивать воображение, логическое и пространственное мышление, память, моторику пальцев;
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: образец работы; цветная бумага, цветной картон для фона, вата, клей, ножницы.
Ход занятия:
– Здравствуйте! Ребята отгадайте мою загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель (СНЕГОВИК)
– Правильно ребята, это снеговик. Скажите мне, пожалуйста, а вы любите лепить снеговика?
– Скажите, а из каких частей состоит снеговик?
– Правильно из трех. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше – грудью, а самый маленький – головой.
– А скажите мне, пожалуйста, что у снеговика вместо носа, глазок, ротика и ручек?
– Правильно. Сегодня мы с вами будем делать снеговика, но не обычного, а из ватных дисков.
Физкультминутка: Снеговик
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
– Молодцы, садитесь. Посмотрите внимательно на доску. Какие материалы нам нужны для того чтобы сделать снеговика? (цветная бумага, цветной картон для фона, вата, клей, ножницы).
– Ребята, давайте рассмотрим внимательно снеговика. Что у снеговика на голове? (Ведро). Что у него на лице? (нос-морковка, глазки-пуговки, брови-палочки, рот-палочка) Что у него на шее? (Шарфик) А что у него в руке? (Метла)
– Приступаем к работе. Мы будем вырезать нашего пушистого белого снеговика из ватных дисков. Нижний диск оставим таким, какой он есть, а средний и маленький, соединив края, обрежем.
– Когда вы работаете с ножницами, будьте осторожны – концы ножниц смотрят прямо от себя, после вырезания ножницы ставим в подставку.
– Ребята, посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур можно приготовить, нос, ведро для снеговика? (прямоугольник, квадрат).
– Правильно ребята;
а) прямоугольник, разрезанный по диагонали, можно использовать для морковки.
б) квадрат, сложив пополам, закругляя уголки для ведра.
в)из коричневой бумаги оборвем полоску для приготовления метелки, а края полоски надорвем.
– Когда будете приклеивать детали снеговика, нужно намазать клеем именно середину дисков, а остальные детали намазываем клеем от середины к краям.
Пальчиковая гимнастика:
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! обе руки протянуть вперед.
(В ходе занятия необходимо следить за осанкой детей); за тем, как дети складывают, вырезают, обрывают и наклеивают детали. Напомнить детям, чтобы дети правильно намазывали детали клеем - от середины к краям, пользовались салфеткой, для удаления липшего клея; чтобы после вырезывания убирали ножницы в подставку. Помогать советом, где расположить фигурки персонажей.
– Заканчиваем работу (Дать указание за 1-2 мин, до окончания работы).
– Молодцы! Вы, хорошо справились с работой.
Лепка
Лепка «Весёлый снеговик».
Задачи:
- вызвать интерес к сезонным изменениям в природе зимой;
- формировать умение создавать выразительные лепные образы конструктивным способом;
- развивать технику работы с пластилином, мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать умение задумывать образ, делить материал на нужное количество
частей разной величины, лепить последовательно;
- создавать радостное настроение и удовлетворение от результатов работы.
Базисные данные: имеют представления о свойстве снега, могут вылепить
разнообразные фигурки из снега (при наличии) и пластилина, рассказывают о сезонных
изменениях в природе.
Предварительная работа : рассматривание картинок и иллюстраций на тему
"Зимние забавы" и поделок совместных работ, чтение стихов, просмотры
фрагментов мультфильма, отгадывание загадок по теме.
Материал :
- демонстрационный материал: поделка- снеговик или картина с изображением снеговика;
- дощечки для лепки;
- стеки;
- белый и цветной пластилин.
1. Вступительная часть.
Воспитатель:
Кто загадку отгадает-
Значит, всё на свете знает.
Крыша в шапке меховой,
Белый снег над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Это матушка.
Дети: (хором) Зима.
2. Беседа.
( Рассматривают несколько иллюстраций на зимнюю тему: " Зимние забавы". Побуждает к обсуждению : чем занимаются дети на улице и свойств снега, как пластичного материала и к выводу о том, что из него можно слепить: снеговиков, фигуры разных животных, различные сооружения
Воспитатель: Скажите, что вы видите на картине, какое время года и чем занимаются дети?
Дети:( ответы: катаются на санках, лыжах, лепят снеговика)
Воспитатель: А вы любите лепить?
Дети: ( ответы: да, хотим, очень хотим, я люблю лепить)
Воспитатель: Ребята, дети лепят из снега. А у нас и снега нет, даже на улице. Откуда мы его найдём, чем будем лепить?
Дети: ( ответы: можно привезти с Красной Поляны, там много снега; он растает; нужен холодильник).
Воспитатель: Вы считаете, что мы сейчас сможем поехать за снегом, ещё и с холодильником?
Дети : ( ответы: можно слепить и с пластилина)
Воспитатель: Конечно, мы с вами будем лепить из пластилина, а когда вы поедете с родителями на Красную Поляну будете лепить из снега. Угадайте загадку!
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот-дуга, и нос морковка!
Во дворе стоять привык.
Дети, это.
Дети: (хором) Снеговик!
Воспитатель: Правильно, снеговик и мы сегодня будем лепить его из пластилина.
Снеговики - весёлые спутники зимних праздников и детских развлечений. Снеговик - простая снежная скульптура, создаваемая зимой. Зима преображает весь мир своим холодным, морозным и сверкающим серебром дыханием, превращая всё вокруг в белую сказку. А какая сказка без сказочных героев? Один из главных героев является - добрый снеговик. Снеговики заполнят дворы, улицы, площадки школ и детских садов. Его очень любят лепить не только дети, но взрослые. О снеговиках написано много сказок и стихов. Скажите, а вы сможете слепить вот такого снеговика? (демонстрация поделок снеговиков. Выслушав ответы, предлагает слепить.)
Практическая часть.
4) Игровая деятельность:
Дидактические игры:
Д/ и: Отгадай по описанию».
Цели: Учить детей называть времена года по из признакам.
Д/ и: «Собери снеговика».
Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
Д/ и: «Что зимой бывает».
Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года
Д/и «Наоборот».
Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут,
Д/и «Снежинки»
Цели:
· Развитие сильного направленного выдоха.
· Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
Подвижные игры и упражнения:
1 «Мороз — Красный нос.»
2 «Снежная карусель.»
3 «Два мороза».
5) Работа с родителями:
1) Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
2) Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
3) Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
3 этап - заключительный.
1) Картотека зимних игр.
2) Картотека загадок.
Результаты реализации проекта :
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а так же с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам. Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован для использования в других группах детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...