« Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Болдырева Нина Григорьевна

НОД Ознакомление с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД Ознакомление с окружающим.21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОД « Жизнь диких животных зимой»

                            подготовительная группа

Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года; 
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

 Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

 Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: О зиме.  

Воспитатель: По каким признакам вы узнали зиму?

Обсуждение с детьми. 

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети: Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель: Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц – февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Воспитатель: Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь – студень. 

Воспитатель: А как вы думаете, почему студень?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, потому что декабрь всегда бывает студеным и морозным. 

Воспитатель: А Январь – сечень.

Воспитатель: Почему сечень?

Ответы детей

Воспитатель: Потому что он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Воспитатель: Февраль называли лютень.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лютень? 

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что в некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю. 

Воспитатель: – Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?

Ответы детей (одни звери устраивают себе тёплые спаленки, другие лакомятся приготовленными с осени запасами, третьи меняют свою шубу на более теплую, а есть и такие, что страдают от голода и всё своё время проводят в поисках пищи…)

Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц зимой не замирает, ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам  отгадать загадки. Слушаем внимательно.

 Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?

(Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира.  А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет.  На самом деле, он согревает её губами и языком).

Воспитатель: Ребята, а как называется медведь, который не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу?

Дети: Такой медведь называется шатун.

Воспитатель: А почему медведь не ложится в спячку, а бродит?

Дети: Потому что медведь досыта не наелся и он голоден. 

Воспитатель: правильно, молодцы.

-Загадка вторая:

 С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

  - Воспитатель: Хорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов! Белка загодя готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спит несколько белок.

-Кто же придёт следующий?

«Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть».

(Волк)

 Воспитатель: А это волк, ему не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки в стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят

Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?

-Что означает она?

-А вот другой -  зверь лесной:

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса )

Воспитатель: Правильно, молодцы. 

Воспитатель: В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей, чаще, чем летом, пробирается в деревни и разбойничает в курятниках. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору — зимой она там почти не бывает, — а устроит себе снежную постель, где и свернётся калачиком. 

-Подумайте, за кем отправилась лиса?

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета(Заяц)

-Какие изменения произошли в жизни зайца?

(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)

-Что ест заяц?(Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:

«Тяжелы рога по весу,

 Ходит важно он по лесу:

 Он  хозяин, а не гость –

 Хмурый и сердитый» (лось)

-Как вы думаете, чем питается лось?

(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)

-Добавлю только одно, за сутки зимой  взрослый лось съедает - 12—15 кг.

И последний чудо – гость:

«Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

-Чем же  питается это животное? (Зимой кабаны  живут в еловых,  смешанных  лесах; питаются  желудями, корнями. Но могут переходить  в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).

Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Обитатели леса». 

Воспитатель:  Я буду называть обитателей леса, а вы должны показать движениями бодрствующие ли они, либо в спячке. (бодрствующие – показываем, что они бегут; в спячке – изображают домик).

Воспитатель: Зайцы, лоси, волки, лисы, ласка, кабаны, ондатры, белки, зайцы, бурый медведь, барсук, бурундук, суслик, сурок, ёж.  

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.

  пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).

А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.

Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.

- В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.

Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!

- Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.

- Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.

Медведь и ёж.

- Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.

- Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.

Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.

Предлагаю вам, ребята

Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.

Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен

Там сугробы до небес

Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки

И мороз такой колючий.

От мороза убежим скорее Лёгкий бег,

Наши ноженьки согрееммягкие пружинки

Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?

На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».

У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».

-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

(Животные много ходят;  бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)

-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки.

Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

Воспитатель: Трудно зверям зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)

Воспитатель: Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок. Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­ливать, как влияет смена вр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Программное содержание: Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­лив...

ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ» (проект одного дня)

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.Обогащать знания детей  о животных, их повадках, поведении....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим с детьми младшего дошкольного возраста "Образ жизни диких животных зимой"

Презентация позволяет в наглядной форме закрепить и расширить представления детей об образе жизни диких животных в зимний период времени. Представленные в презентации загадки о диких животных развиваю...

Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе

Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...