« Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД « Жизнь диких животных зимой»
подготовительная группа
Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.
Задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: По каким признакам вы узнали зиму?
Обсуждение с детьми.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.
Дети: Декабрь, Январь, Февраль
Воспитатель: Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц – февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь – студень.
Воспитатель: А как вы думаете, почему студень?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, потому что декабрь всегда бывает студеным и морозным.
Воспитатель: А Январь – сечень.
Воспитатель: Почему сечень?
Ответы детей
Воспитатель: Потому что он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Воспитатель: Февраль называли лютень.
Воспитатель: Как вы думаете, почему лютень?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что в некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Воспитатель: – Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?
Ответы детей (одни звери устраивают себе тёплые спаленки, другие лакомятся приготовленными с осени запасами, третьи меняют свою шубу на более теплую, а есть и такие, что страдают от голода и всё своё время проводят в поисках пищи…)
Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц зимой не замирает, ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки. Слушаем внимательно.
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
(Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком).
Воспитатель: Ребята, а как называется медведь, который не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу?
Дети: Такой медведь называется шатун.
Воспитатель: А почему медведь не ложится в спячку, а бродит?
Дети: Потому что медведь досыта не наелся и он голоден.
Воспитатель: правильно, молодцы.
-Загадка вторая:
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. (Белка)
- Воспитатель: Хорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов! Белка загодя готовится к голодной поре — запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх — она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом! К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнезде, которое заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спит несколько белок.
-Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
(Волк)
Воспитатель: А это волк, ему не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки в стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят
Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
-Что означает она?
-А вот другой - зверь лесной:
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей (Лиса )
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель: В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Лисы зимой живут поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лисица по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей, чаще, чем летом, пробирается в деревни и разбойничает в курятниках. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору — зимой она там почти не бывает, — а устроит себе снежную постель, где и свернётся калачиком.
-Подумайте, за кем отправилась лиса?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
-Какие изменения произошли в жизни зайца?
(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)
-Что ест заяц?(Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось)
-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.
И последний чудо – гость:
«Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются желудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).
Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Обитатели леса».
Воспитатель: Я буду называть обитателей леса, а вы должны показать движениями бодрствующие ли они, либо в спячке. (бодрствующие – показываем, что они бегут; в спячке – изображают домик).
Воспитатель: Зайцы, лоси, волки, лисы, ласка, кабаны, ондатры, белки, зайцы, бурый медведь, барсук, бурундук, суслик, сурок, ёж.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.
пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).
А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.
Белка и заяц.
- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?
Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.
- В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.
Волк и лиса.
- Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!
- Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.
- Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.
Медведь и ёж.
- Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.
- Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.
Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.
Предлагаю вам, ребята
Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.
Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен
Там сугробы до небес
Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки
И мороз такой колючий.
От мороза убежим скорее Лёгкий бег,
Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки
Самостоятельная деятельность детей.
Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?
На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».
У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».
-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)
-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки.
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Воспитатель: Трудно зверям зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок. Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»
Формировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанавливать, как влияет смена вр...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»
Программное содержание: Формировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанавлив...
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ» (проект одного дня)
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.Обогащать знания детей о животных, их повадках, поведении....
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим с детьми младшего дошкольного возраста "Образ жизни диких животных зимой"
Презентация позволяет в наглядной форме закрепить и расширить представления детей об образе жизни диких животных в зимний период времени. Представленные в презентации загадки о диких животных развиваю...
Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе
Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...
Знакомство детей с жизнью диких животных зимой
Для детей младшего возраста...