Исследовательская деятельность на тему: «Круговорот воды в природе» для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В результате наблюдений и опытов на метеоплощадке выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у нее свойства; сможет ли человек и все живое прожить без воды; сколько воды на земле; как сберечь воду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_krugovorot_vody_v_prirode_doshkolnoe_obrazovanie.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на тему:
«Круговорот воды в природе»
для детей старшего дошкольного возраста
(образовательная область: «Познание»)
Проблема | -Что такое вода, её место в природе и жизни человека -Свойства воды -От чего зависит качество воды -Как сохранить чистую воду на Земле |
Гипотеза | Если б не было воды, то не было бы жизни на Земле |
Актуальность темы | В результате наблюдений и опытов на метеоплощадке выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у нее свойства; сможет ли человек и все живое прожить без воды; сколько воды на земле; как сберечь воду. |
Цель | . Обратить внимание на значение воды в нашей жизни, показать её место в окружающей среде и в жизни человека. Воспитание экологического сознания. |
Тип проекта (НОД) Познавательно-исследовательский. | -Наблюдения и их анализ -Информационные исследования -Опыты и эксперименты с водой -Продуктивные виды деятельности |
Реализация проекта | -Ежедневное наблюдение за свойствами воды в природе по сезонам (Дождь, снег, иней, изморозь, туманы) -Выставление показаний в «Дневник наблюдений» - Работа на метеоплощадке -Беседы о пользе воды. Опыты, игры с водой -Создание картин,поделок,в нетрадиционной технике |
По характеру содержания | -Включение ребёнка в природу, - погружение в исследовательскую деятельность, -развитие эмоционально -эстетической сферы |
По характеру контактов | -Осуществление работы внутри ДОУ -Осуществление работы внутри группы -Совместная работа с родителями (экскурсии,беседы) |
По продолжительности | -Долгосрочный – в течение года |
Участники проекта | -Воспитатели Бекетова Е.Ф., Привалова Л.Ю -дети подготовительной группы -родители подготовительной группы |
Продуктивность | -Создание научного постулата о сохранение чистых водоёмов -Создание простого прибора для очистки воды в природе и дома -Создание лэпбука-памятки «Береги воду Земли» -Создание картин, поделок, используя свойства воды |
Задачи | -Организация работы на метеоплощадке для наблюдения круговорота воды в природе по временам года -Знакомство детей с приборами-помощниками -Анализ и обобщение полученных наблюдений -Создание лэпбука и других интерактивных материалов по теме «Значение воды в жизнедеятельности человека» -Создание художественной выставке картин «Волшебница вода» |
Задачи обучения | -Знакомить детей со свойствами воды -Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, используя метеоплощадку -Знакомить с техникой рисования монотипии,рисование по мокрому |
Развивающая | -Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности -Развивать творческое воображение |
Воспитательный | -Воспитывать бережное отношение к воде, к водным богатствам страны, Земли -Воспитывать умение работать в коллективе - «учить быть человеком планеты Земля» -Творить прекрасное |
Предполагаемый результат | У детей сформируются начальные представления о воде, как источники жизни. Дети приобретут экологический опыт поведения и деятельности в природе. У детей появятся исследовательские умения, соответствующий возрасту. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей. |
Методы: наблюдение обучение | -Работа с предметными картинками, слайдами, схемами |
Словесный метод | -Беседа, рассказ, беседа-обсуждение |
Игровой метод | -Игра «Капелька-волшебница» -Дидактическая игра «Вода нужна всем» |
Практический метод | -Наблюдение, опыт-знакомство с физическими свойствами воды, работа на метеоплощадке с приборами, изучающими количество осадков в течении года -Изучение методов и приёмов нетрадиционных техник изо |
Материалы и оборудование | -Глобус -Картины с изображением воды в природе (море, озеро, река, ручеек) -Работы художников акварелистов. -Схема круговорота воды в природе -шапочки для игры «Солнце, тучи, Капелька, ветер, снежинка» -Стаканчики с водой, соломинки, соком, молоком -Песок, ватные диски, галька -Слайды -Музыкальное сопровождение -бумага А-3ф;стаканчики с водой; акварельные краски; кисти; губка. |
Предварительная работа | -Наблюдение за природными явлениями (дождь, снег) на метеоплощадке, на прогулке -Лепка снеговика -Чтение стихов, загадок, пословиц -Рассматривание картин художников акварелистов. |
Проведение опытов | -«Испарение воды» -«Изменения вкуса» -«Очистка воды» - «Изменения цвета,состояния воды» |
Словарь | -Обогащение словаря по теме «Вода» (чистая-прозрачная, горячая-холодная, жидкая-твёрдая, безвкусная-со вкусом, текучая (жидкое состояние), твёрдая (снег, лёд) -Введение в словарь слов(монотипия,техника по мокрому,рисование солью) |
Алгоритм занятия
Вводная часть:
-организационный момент
-чтение стихов о воде
Основная часть:
Проведение опытов и наблюдений | -На метеоплощадке (определение погоды с участием воды) -В группе проведения опытов: -Вкус воды, -Запах воды, -Цвет воды, -Температура воды разные состояния воды, -Текучесть -Как очистить и сохранить воду -Дидактическая игра «Вода нужна всем» -Работа по схеме «Круговорот воды в природе» -Игра «Капелька-волшебница» |
Ход занятия №1 «Вода нужна всем»
1.Воспитатель обращает внимание на картины, где изображены море, озёра, реки, ручейки. Дети кратко отвечают на вопросы о том, что изображено на картинах (вода, водоёмы, море, реки и т.д.). Воспитатель подводит детей к выводу, что всё это вода, водные запасы Земли, всемирные богатства. Чтение стихов о воде.
Вы слыхали о воде
Говорят она везде!
Влуже море, океане
И в водопроводной кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Без неё нам не умыться
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить
Воспитатель: Ребята,как вы думаете кому нужна вода?
( задание № 1 «Кому нужна вода»)
Воспитатель: нам предстоит узнать много интересного о воде, её пользе и назначении, её роли в жизни человека и планеты Земля. Только за правильные ответы вы сможете получить фишки - капельки. Приглашаю всех в нашу мини -лабораторию.
На столах расположены предметы: стаканчики, соломинки, бутылки с водой, соком, молоком, лейка, мерный стакан, различные фильтры, бросовый материал: камешки, листья, песок, веточки.
Рассказ ребёнка из своего опыта (задание № 2)
-Опыт по очистке воды в природе
(Описание опыта № 1)
-Опыт по очистке воды в лаборатории. (опыт № 2)
Ребенок: А как можно сберечь воду чистой,что бы потом её не очищать?
Дети: -не сорить на берегу водоемов,
-не разрушать берег любых водоемов,
-укреплять береговую полосу (сажать влаголюбивые кустарники и деревья)
-не загрязнять сточными водами,
-прочищать водные родники.
(Задание на Лепбуке памятки «Берегите воду», дети выбирают нужные значки).
Занятие №2 по нетрадиционной технике рисования «Волшебница вода»
Содержание:
1.Звучит музыка, дети рассматривают картины художников – акварелистов
В;Вам понравились картины художников?
Д;Да.
В. А чем? В чем необычность этих картин?
Катя Т; Мне очень нравится то, что они как в тумане, в дымке, как будто идёт дождь. А мы можем нарисовать такие картины?Я люблю рисовать,но как нарисовать такую картину не знаю.
Мне кажется, что там больше воды,чем краски. Может поэтому рисунок не четкий?
В;Да,вода волшебница. И эта техника вам знакома.
Показывает два рисунка прошлого года.
Реб; Да, это называется – Монотипия и рисование по мокрому.
В. Правильно. Напоминает технику рисования.
А рисовать и экспериментировать с водой и краской вы будете сами.
В: Хотите попробовать?
(- дети подходят, выбирают изо-материалы по желанию.
-Идёт работа…, дети пробуют различные материалы и техники рисования.
(Звучит фоновая музыка)
-Дети любуются картинами, размещая их рядом с картинами художников)
Содержание проекта
Введение
1.Теоретическая часть. Актуальность проекта.
1.1. История возникновения проекта. Цель, задачи, гипотеза.
1.2. Необычные технические исследования.
2.Экспериментальная часть работы
2.1. Создание лэпбука
Заключение
Источники
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»Возраст воспитанников: старший до...
Самоанализ итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы» для детей старшего дошкольного возраста
Самоанализитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы»дл...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы» для детей старшего дошкольного возраста
Конспектитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы»для детей старше...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...