Конспект занятия по теме " Богатыри-защитники земли русской!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Матвеева Надежда Владимировна

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "Богатыри- защитники земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Богатыри-защитники земли русской!

Цель: приобщение детей к героическому прошлому русского народа средствами познавательно-речевой деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

-Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

-Расширить и актуализировать словарь по теме «Богатыри-защитники земли русской»

-Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

- Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

- Закрепить знания детей об оружие богатырей.

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа: чтение произведений и стихотворений о богатырях, рассматривание иллюстраций о богатырях, древней Руси.

Планируемые результаты: Дети вводят в активный словарь новые слова, умеют их грамотно использовать в предложении. Умеют пересказывать текст по картинкам, грамотно строят предложения.

Ход работы.

Воспитатель:

Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы.

Давайте пожелаем друг другу доброго утра:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Солнцу и птицам

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Приветливым лицам!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: и каждый становится

Добрым, доверчивым!

Вместе: и доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся!

- Слава русской стороне!

-Слава русской старине!

И про эту старину

Я сейчас рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Ребята, я хотела бы предложить сегодня поговорить об истории наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Предки, это люди, которые жили до нас.

А ваши кто предки? Кого вы бы могли так назвать? (предполагаемые ответы бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.)

Предлагаю подойти к поляне. (воспитатель подводит детей к столу, накрытому зелёной тканью). Давайте ненадолго вернемся в древние времена и посмотрим, как жили наши предки.

 Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. (по ходу текста достает и ставит макеты деревьев, гор, рек, хищников на стол). Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (показывает иллюстрации). -Как вы думаете, а почему их звали славяне? (ответы детей)

– Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины, место такое желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. (Просит одного ребенка взять макет избы из подноса и поставить на поляну). Рядом должны быть леса (Просит другого ребенка поставить макеты деревьев на стол). Как вы думаете, почему они строились рядом с лесом? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей и объясняет, что в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды. Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.

Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро. (Просит другого ребенка положить макет реки на стол). Как вы думаете, почему славяне жили вблизи реки или озера? (ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей и объясняет, что в реке можно ловить рыбу, брать воду, купаться и стирать белье.

— Людей становилось все больше. Стали появляться деревни и села, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу, (выставляет на стол несколько макетов деревянных домов). Каждое поселение огораживали забором (вокруг домов просит ребенка поставить забор, взяв его с подноса). А за забором был ров, наполненный водой (вокруг забора раскладывает дугу из черного картона, имитирующую ров). Вот мы огородили наши дома, и получился укрепленный городок.

Когда нужно было защищать свои земли, родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен. Родную землю и свой народ нужно было защищать. Кто же такие богатыри? Какие они были? Ответы детей.  Настя, расскажи нам о богатырях.

Ребята, а вы знаете, как назывались защитники в других странах?

Давайте посмотрим на экран.

Батыр- рыцарь степи (Казахстан, Монголия) Военная профессия у батыров была наследственной и передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Ребенок, родившийся в семье батыра, обязан был стать воином. Дети батыров в 13-15 лет отправлялись в военный поход, наравне с взрослыми участвовали в битвах.

Рыцарь (страны Европы) Во времена войны рыцари защищали замки и крепости. Чтобы стать рыцарем, мальчик должен был учиться вежливости и законам рыцарства. Потом, в 14 лет, он получал меч и становился оруженосцем — помогал рыцарю с его оружием, ухаживал за его лошадью, сам учился владеть оружием, ездить верхом. Главное оружие рыцаря — меч. У рыцарей была специальная одежда: кольчуга — рубаха из железных колец — очень тяжелая, она защищала рыцаря от стрел; был железный шлем и железные рукавицы. И во всем этом убранстве надо было скакать на лошади и еще сражаться! Шлем рыцаря украшали перьями или рогами — для устрашения и красоты. Когда рыцари сходились в бою, их лиц не было видно, а по шлемам можно было различить кто где… И с большим украшением на шлеме рыцарь казался выше.

Пахлаван Махмуд (Азербайджан, Узбекистан) Махмуд жил в 13 веке, был сыном скорняка и по профессии скорняк, но кроме выделки шкур и мехов, зарабатывал на существование участием в боях. На этом поприще Пахлаван Махмуд получил широкую известность далеко за пределами Хивы. Он много ездил, побывал в далеких странах, одерживая победы над богатырями в Индии, Афганистане, Пакистане, Иране, Ираке, и ещё при жизни о нем ходили легенды. Считается, что как борец он не потерпел ни одного поражения, но намеренно проиграл лишь один бой: узнав, что сопернику в случае поражения грозит смертная казнь, он высоко поднял его над головой и сам лег на обе лопатки.

Самурай (Япония) Слово «самурай» в японском словаре древнего языка переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина» Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся. Проходите на ковер.

Динамическая пауза.

 Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже  поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)

Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать.

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину.

Кто изображен на картине? Дети: три богатыря Воспитатель: как звали богатырей? 

– Куда смотрят богатыри?

 Чем вооружены богатыри?

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

Воспитатель: без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

А расскажите мне, что вы знаете об этих богатырях:

В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов.

Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное.

Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. В одной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.

Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: спокойно, потому что у Родины есть защитники.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Д/и: «Собери богатыря в дорогу"

Посмотрите этот богатырь так торопился с вами познакомиться, что забыл детали снаряжения. Помогите ему собраться в путь! (Дети выбирают из предложенных вырезанных картинок те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).

Наши глазки немного напряглись, когда смотрели на доску, давайте сделаем гимнастику для наших глаз.

«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)

Но богатыри отличались не только силой, но и смекалкой, хитростью, внимательностью. Давайте посмотрим, насколько вы внимательны были сегодня на занятии.

Игра «Да - нет»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».

Наша родина сильна   (да)
И у нас она одна           (да)
На Руси богатыри есть   (да)
Им всегда хвала и честь   (да)  
Илья Муромец герой            (да) 
Он был самый молодой       (нет)  
Соловья он победил              (да)   
Из автомата подстрелил   (нет) 
Алеша Попович тоже герой   (да) 
Он сильный, смелый, молодой   (да) 
Карабаса в бою победил          (да) 
На танках боролись богатыри с врагом   (нет) 
Они воевали с мечом и копьем   (да) 
Добрыня Никитич был слабым и хилым   (нет) 
Он змея сумел победить своей силой   (да) 
Гордимся мы нашими богатырями     (да) 
Хотим ли быть такими же сами (да)

Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

Ответы детей.

Где их можно встретить?

Дети: все военнослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи

Воспитатель: Почему вы так считаете? 

Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подходит к концу.

*Какие впечатления у вас осталось от нашего занятия? Что вам запомнилось?

В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок.

Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Защитники земли русской"

Этот материал позволит закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, сможет познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной...

Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...

Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри"....

Конспект занятия" Былинные богатыри - первые защитники земли Русской"

Занятие для детей подготовительтной к школе группы  "Колебок",  проведенное в предверии Дня защитника Отечества....