Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Деревья, кустарники и растения осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Деревья, кустарники и растения осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Деревья, кустарники и растения осенью» | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе для детей с ТНР
«Деревья, кустарники и растения осенью»
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
- Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
- Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
- Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.
- Развивать зрительное восприятие и память.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающая среда: иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, короб, ламинированные осенние листья по одному, ламинированные листья деревьев и кустарников для игры «4й лишний», иллюстрация с изображением частей и этапов роста дерева.
НОД
Вводно-орг. этап:
Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.
Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?
Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. ( Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)
Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не берёза, не рябина,
Я – пугливая… (Осина)
Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.
Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.
Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?
Ли́ственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников.
А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)
Воспитатель: Что же это?
Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?
Воспитатель: Хво́йный лес — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и др. ПЛАКАТ
А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.
Воспитатель: деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).
Дидактическая игра: «Собери дерево из частей»
Цель: закрепление названий частей дерева.
Физкультминутка «Какие бывают деревья?»
Деревья бывают высокими, | Поднимают руки вверх |
Низкими, | Приседают |
Толстыми, | Разводят руки в стороны |
Тонкими. | Соединяют руки, округлив ладошки. |
Воспитатель: Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки).
- Какие плоды у дуба?
- У сосны и ели?
- У клена?
- У березы?
Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.
Воспитатель: послушайте загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Как вы поняли эту загадку?
Какую ещё пользу деревья оказывают людям?
Ответы детей:
- Обогащают воздух кислородом.
- Очищают воздух.
- Повышают влажность воздуха и за счёт и поэтому летом воздух более прохладный.
- Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
- Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.
Заключительный этап: обобщение
О чем мы сегодня говорили на занятии?
С какими видами леса мы сегодня познакомились?
Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Что понравилось?
Что особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: «Деревья»
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание.Виды деятельности: коммуникативная, игровая...
Конспект занятия в старшей группе: "Деревья и кустарники."
Конспект занятия в старшей группе: "Деревья и кустарники."...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Разноцветные краски осени".
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"
Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагате...
Занятие по познавательному развитию в младшей группе «Деревья»
Формировать представления детей о деревьях и плодах...
Планирование в старшей группе.«Деревья и кустарники. Деревья, кустарники в наших парках, лесопарках, на участке».
Планировыание в старшей группе "Деревья и кустарники........
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники осенью"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме Деревья и кустарники осенью"...