Проект "Лес полон чудес"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка.  В дошкольном возрасте необходимо расширять знания и представления о природном мире.   Воспитывать осознанно – бережное отношение к  природе. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Проект позволяет не только  узнать окружающую нас действительность, но и привить чувство ответственности, способность управлять своим поведением.Участники проекта: Воспитанники 5-6 лет, воспитатели, родители, руководитель изостудии.

Цель проекта: Углубить знания детей о многообразии родной природы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: Информационно – практико - ориентированный

Проблемные вопросы: Что вы знаете о лесе? Как отличить дерево от кустарника? Чем отличается лес от луга и сада? Как сохранить                природу?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Лес полон Чудес"30.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЗАТО г.Североморск Д/С № 15

ПРОЕКТ

по профессиональному модулю

Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Тема: «Лес полон чудес»

                                                       Воспитатель: Красулина Людмила Валерьевна

Североморск 2023


Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Лес полон чудес»

Актуальность проекта

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка.  Необходимо расширять знания и представления о природном мире. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях.  Воспитывать осознанно –бережное отношение к объектам природы. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Проект позволяет не только  узнать окружающую нас действительность, но и привить чувство ответственности, способность управлять своим поведением. В результате у воспитанников развиваются такие значимые качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владения коммуникативными умениями и навыками.

Участники проекта

Воспитанники 5-6 лет, воспитатели, родители, руководитель изостудии.

Цель проекта

Углубить знания детей о многообразии родной природы.

Задачи проекта

Задачи для детей: 

  • Продолжать знакомить детей с природой родного края, с экосистемой “лес”, деревьями и кустарниками.
  • Учить понимать детей, что лес – наше богатство, способствовать накоплению детьми эмоционально  -позитивного опыта с природой.
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения.
  • Познакомить с понятие «лес», «луг» и «сад».

Задачи для родителей:

  • Принять участие в выставке поделок из природного материала
  •  Изготовить для группы лэпбук «Берегите природу!»
  • Прочитать В. Морозов «Рассказы о русском лесе», Э. Блайтон «Что такое лес?»
  • Заучивание стихотворений «Дуб», «Сосны», «Осинка»
  • Ответить на вопросы анкеты: «Экологическое образование в семье»

Задачи для педагогов:

  • Расширять представления детей о растениях.
  • Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
  • Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад».

Сроки реализации

2 недели

Вид проекта

Информационно – практико - ориентированный

Проблемный вопрос

Что вы знаете о лесе? Как отличить дерево от кустарника? Чем отличается лес от луга и сада? «Как сохранить природу?»

Проблема

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о природе, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается и требует бережного отношения к нему.


Ресурсы

Информационные: 

http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Человеческие: руководитель изостудии, родители, дети, воспитатели

Финансовые: расходы на канцелярские товары

Материально – технические: проектор, канцтовары

Практическая значимость

Проект поможет детям узнать о разнообразии деревьев в лесу.  Научатся находить отличия и сходства растений. Улучшится взаимопонимание детей с родителями в процессе совместной деятельности (рассматриваний иллюстраций, чтение художественной литературы, в изготовлении поделки)

Продукт проекта

Выставка поделок из природного материала. Лэпбук «Берегите природу». Изготовление ширмы для знакомства детей с правилами поведения в природе.

Особенности проекта

Приурочен к международному дню лесов (20 марта)

Итоги проекта

Воспитанники приняли участие в беседе «Что такое растения»,  «Бережное отношение к природе»,  участвовали в конкурсе поделок из природного материала,  принимали участие в познавательном мероприятии «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Родители изготовили лэпбук «Берегите природу», читали дома рассказы про природу, заучивали стихи. Ответили на вопросы анкеты «Экологическое образование в семье»

Воспитатели вместе детьми и родителями изготовили ширму «Берегите природу» с изображением лесной поляны, на которой присутствуют образы сказочных героев Эколят, которые знакомя с правилами поведения в природе с помощью наглядных картинок – знаков и провели познавательное мероприятие. Помогли детям разобрать понятия лес, луг и сад. Что такое лес  -  что в нем растет? Луг – что растет на лугу? Сад – что можно собрать в саду? Решили, что вместе будем бережно относится к родной природе.

 


 

Этапы проекта

Подготовительный этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Отвечают на вопросы беседы «Что мы знаем о лесе?». Играем в дидактические игры: «С какого дерева листок?», « Найди дерево по описанию», « С какого дерева плод?»,  «Четвертый лишний»,  «Угадай растение по описанию, «Найди пару». Играем в Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение», «Цветочное лото». Читаем художественную литературу: Пришвин М. «Золотой луг», В. Ветлина «Рассказы о цветах», А. Платонов «Неизвестный цветок», С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья». Играем в   Подвижные игры:        «Деревцо», «Мы цветы», «Найди пару», «Третий лишний»,                     « Солнышко и дождик», « Цветы и ветер», «Живая клумба», «Собери букет», «Догони цветок»,

                                                                                                                               

Принимают участие в консультации «Зелёный друг», которая помогает  прививать любовь к природе. Знакомят с художественной литературой про природу,  заучивают  стихи. Отвечают на вопросы анкеты «Экологическое образование в семье».

Составляют вопросы для анкеты. Подбирают и оформляют наглядный материал для проекта. Составляют вопросы беседы с детьми. Составляют сценарий сюжетно - ролевой игры «Экскурсия в лес». Размещают информацию в родительском уголке о начале работы над проектом.

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Смотрят мультипликационный фильма «Волшебный лес». Играют в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в лес». На занятии  по художественно-эстетическому развитию аппликация, изготавливают

коллективную  работу «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!» Рисуют луг, сад, лес на выбор.

Создают заготовки для изготовления лэпбука «Берегите природу!». Помогают детям в заучивании стихотворений. Ищут подходящий материал для поделок. Выбирают подходящие картинки вкладыши с изображением детей, которые показывают разные модели поведения для изготовления для ширмы.

Организует и проводит дистанционное собрание (на котором,  обсуждается план проекта и распределение заготовок для лэпбука и ширмы).  Изготавливает основу для ширмы. На занятиях продолжает расширять представления детей о растениях.

Заключительный этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Собирают из рисунков тематический альбом «Лес», «Луг» и «Сад». Приносят поделки из природного материала для конкурса «Мои фантазии», Принимают участие в познавательном мероприятии «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Принимают участие в обсуждении итогов проекта.

Оформляет выставку  «Мои фантазии». Знакомит с новой дидактической игрой  лэпбук «Берегите природу!» Проводит познавательное мероприятие «Земля наш общий дом, ее мы сбережем» с помощью экологической ширмы.

Подводят итоги проекта.

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Цель:

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем; воспитывать чуткость, отзывчивость и сопереживание к окружающей нас природе.

Задачи:

- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия;  

- Способствовать решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира;

- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;

- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи;

- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

- Учить правильно взаимодействовать с природой.

Материалы и оборудование:

- ширма «Берегите природу» с комплектом картинок-вкладышей;

- Эколята из плотного картона;

- разрезные картинки;

- карточки «Дикие животные»;

- атрибуты для игры «Гнездо» (2 ложки, яйца от киндер сюрпризов);

- атрибуты для игры «Очистим водоем от мусора» (тазики 2 штуки, резиновые уточки, рыбки, ужи, лягушки, фантики, бутылочки, пробки от бутылок, 2 сачка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на встречу с миром природы, но сначала предлагаю вам отгадать загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

Молодцы, ребята, конечно же это Земля. Сегодня вместе мы подумаем о том, как необходимо охранять нашу Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Природа богата, щедра и прекрасна,

Нас кормит и поит веками она.

Но думать, что так будет вечно, опасно.

Ей наша любовь и забота нужна.

Воспитатель обращает внимание детей на ширму:

- Ребята, посмотрите, кото это на лесной полянке? Да это же сказочные Эколята – защитники природы. Они родились в лесу и знают про него все, они уж точно знают, как нужно любить и беречь природу. Они помогут нам подружиться с природой и полюбить её. Познакомимся с ними поближе.

Шалун представляет детям сказочных Эколят:

- Это -  Умница, она много знает и рассказывает своим друзьям истории, потому что любит читать. Она самая серьезная, потому что самая старшая из малышей.

- Тихоня – мой младший брат- жёлудь. Он вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но нисколько не мешает всячески поддерживать меня. А ещё Тихоня очень любит цветы.

- У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительная Ёлочка, она любит играть и поговорить о том, о сем.

- А я – Шалун! Самый озорной и шкодливый! Я люблю веселые игры, знаю их великое множества.

Ёлочка:

- Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же -  живая!

Ёлочка:

-  Чтобы охранять природу, нужно её знать. Предлагаю поиграть в игру «Знатоки Природы». Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Игра «Знатоки Природы»

— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые.)

— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

— У какого дерева белый ствол? (У березы.)

— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

— Сколько ног у жука? (Шесть.)

— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

— Карась, щука, сом, окунь – это. (Рыбы)

— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Умница:

- А теперь мы проверим, умеете ли вы правильно вести себя в природе.

Представим 1ю ситуацию:

Воспитатель: Два мальчика гуляли по лесу.

Шалун: Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

Тихоня: Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Шалун: Давай сорвем его и отнесем маме.

Ведущий: Мальчики сорвали цветок и пошли домой. Правильно ли поступили мальчики?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

Умница: Я тоже люблю ландыши, у меня была любимая картина с ландышами, но она рассыпалась на части, помогите мне ее собрать.

Игра «Собери картинку»

Умница: Спасибо! А теперь помогите мне разобрать перепутанные картинки животных, какие живут в наших северных лесах, а какие на юге?

А теперь представим 2-ю ситуацию

Воспитатель: Мальчик (шалун) шел по лесной тропинке, увидел бельчонка и решил взять его домой. Правильно поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Умница: ребята скажите, а белочка живет в нашем северном лесу?

Дети: Да!

3-я ситуация

Воспитатель: Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Елочка: Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

Умница: А в нем яичко.

Елочка: Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Умница: Мы будем заботиться о нем!

Воспитатель: Девочки взяли яичко с собой. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Шалун: Теперь мы с вами сыграем в игру «Гнездо» и посмотрим, как бережно вы относитесь к природе.

Игра «Гнездо»

Бежать нельзя, дрожать нельзя.

Дышать можно, только осторожно.

Иначе можно разбить.

Воспитатель: Выходят две команды. Вам нужно взять ложкой яичко из ведра и донести, не уронив, до гнезда. Положить и вернуться на место. Передать ложку другому.

Во время игры помощник воспитателя выставляет на ширме первый комплект картинок с изображением детей.

«Как вести себя в лесу?»

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, на поляну пришли дети. Давайте посмотрим, чем они занимаются. Можно ли так вести себя на природе?

Ответы детей: Нельзя разбрасывать мусор, разрушать муравейники, ловить насекомых, срывать охапками цветы, пинать несъедобные грибы, ломать ветки, разрушать гнёзда.

Дети меняют картинки на ширме.

Шалун: Молодцы ребята! А теперь давайте разомнемся и поиграем в игру «Покажи движениями». Я скажу, а вы показывайте.

Игра «Покажи движениями»

• как растет цветок,

• как кружится снег во время вьюги,

• как медведь вылезает из берлоги весной,

• как осенний лист падает на землю,

• как заяц барабанит по пню лапами,

• как лиса вынюхивает добычу,

• как идет дождь.

Умница:

-  Какие  вы все, ребята, молодцы – настоящие артисты!

Шалун: Приятно, гулять по чистому лесу?

Дети: Да.

Шалун: Хотите тоже почувствовать себя защитниками природы?

Дети: да!

Шалун: Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Очистим водоем от мусора»

Игра «Очистим водоем от мусора»

Умница: Вам нужно убрать лишние предметы, то чего не должно быть в водоеме, для этого вам необходимы инструменты (подает сачки). Какая команда справится быстрее – выиграет.

Елочка: Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. За это мы хотим вручить вам медали. Мы уверены, что вы всегда будете активными защитниками нашей родной природы.

Награждение участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лес полон чудес»

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе, раздел « Познание»....

« Полон чудес зимний лес»

Интегрированное занятие по экологическому, музыкальному, речевому и нравственному развитию в средней группе...

Волшебный лес, полон чудес

Волшебный лес, полон чудес. (сценарий непосредственно образовательной деятельности вторая младшая группа)Программное содержание: закрепить знания воспитанников о деревьях и кустарниках. Учить узн...

Лес полон чудес

конспект занятия Познание (ФЦКМ)(викторина)...

"В Страшляндии лес полон чудес"

Театрализованно- игровое представление для детей подготовительной группы и начальных классов....

Физкультурное развлечение "Лес полон чудес"

Физкультурное развлечение в средней группе "Лес полон чудес"...