Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_nash_samyy_luchshiy_drug.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарева Елена Николаевна
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».
Программные задачи:
Образовательная область «Познание». Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы. Образовательная область «Коммуникация». Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми полученными впечатлениями. Учить строить высказывания. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря. Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлений в опыте. Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, легкий, наполняется, смешивается, перемещается, движется. Грамматический строй речи. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Образовательная область «Музыка».
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности; продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе. Воспитывать: желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Материал к занятию: Подготовлены центры для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками: (веер, воздушные шары, мыльные пузырьки, колпачки, «волшебные палочки», воздушные шары, маркеры – на каждого ребенка, тазик с водой, бумажный кораблик. Для воспитателя- накидка для феи, волшебная палочка, диадема. Аудиозаписи: из мультфильма «Крошка Енот» сл.М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, песня «Елочка» сл.З.Александровой, муз. М. Красева, !В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича. Мультимедийная установка - проектор и экран, слайды.
Организация детей на занятии: дети передвигаются по групповой комнате от одного экспериментального центра к другому, чередованием разных видов детской деятельности: познавательно –речевой, двигательной, игровой, экспериментальной.
Методические приемы:
- Наглядные: демонстрация опытов; показ слайдов.
- Словесные: вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.
- Игровые: игры с воздушными шарами; мыльными пузырьками».
- Практические: эксперименты с воздухом, с корабликом, воздушными шарами.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами увидеться с вами и познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ! А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи Воздухом? Дети: Хотим.
2. Создание игровой мотивации
Воспитатель: Но чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
Закройте глаза. Вместе произнесем волшебное заклинание: повторяйте за мной
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Дверь нам в сказку распахни!»
(Вноситься декорация книги «Сказки», воспитатель накидывает плащ и надевает диадему).
Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.
Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники, надевайте волшебные колпачки и берите волшебные палочки(палочки для воздушных шариков, красиво оформленные), сейчас мы будем совершать настоящие чудеса и увидим волшебные превращения.
3. Основная часть: эксперименты с воздухом.
Воспитатель-Фея: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ. Мы приготовили вам много разных сюрпризов и загадок. Будьте внимательны, и тогда вы найдете, где же он, и даже сможете поиграть с ним!
Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.
Дети с воспитателем ходят и ищут ВОЗДУХ.
И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?
( На подносе лежат бумажные снежинки).
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и снежинки оживут!
(Дуют, бумажные снежинки улетают.)
Со снежинками.
Воспитатель-Фея: Ребята, нет под снежинками воздуха? А что заставило снежинки полететь? Как вы думаете?
Дети: Мы на них подули.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?
Дети: мы вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)
Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Воспитатель-Фея: Ребята, но почему же мы его не видим, если он везде, как вы думаете?
Дети: Он прозрачный, через него все видно…
Воспитатель-Фея: Так значит, какого цвета воздух? ( бесцветный)
Воспитатель-Фея: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей).
Воспитатель-Фея: У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (у него нет запаха…)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.
Опыт с веерами.
Воспитатель-Фея: Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель-Фея: А что такое ветер?
(Высказывания детей)
Воспитатель-Фея: Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).
Воспитатель-Фея: - Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.
И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки и она оживет.
Опыт с вертушкой. Дуют через трубочку на вертушку и она начинает вертеться.
Воспитатель-Фея: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей) Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки и он поплывет.
Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик).
Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воздух обещал поиграть с нами…
Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавные игры.
Опыт с мыльными пузырями.
Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его. А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
Воспитатель-Фея: Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
Дети: Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
Игра «Кто надует самый большой пузырь» (в ту же трубочку).
Воспитатель-Фея: Ребята, а теперь мы совершим следующее волшебство. Мы своими волшебными палочками мыльную воду превратим в красивые цветные пузыри. Посмотрите, как я делаю… Кто самый лучший волшебник, кто надует самый большой пузырь?
(Дети под веселую музыку надувают мыльные шары, любуются ими)
Воспитатель-Фея: Какие пузыри? Легкие, воздушные…потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха? Правильно, воздушные шарики.
(Эксперименты с воздушным шаром).
Воспитатель-Фея: Посмотрите, ребята - это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков? Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы, же с вами волшебники! Давайте совершим еще одно волшебство. Дети надувают шарики. А теперь, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.
Разрисовка шариков.
(Дети под музыку разрисовывают воздушные шарики.)
Воспитатель-Фея: Ну, вот… Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Какие шарики? Легкие, воздушные. А почему они такие стали? Потому, что внутри них теперь воздух, а он легкий.
4.Заключительная часть
Ребята, ну что, понравилось вам играть с воздухом? И мне тоже очень понравилось играть с ним и с вами, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
Сюрпризный момент
Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. И хочу вам подарить частичку воздуха. Откройте волшебную шкатулку (там наконечники для шариков), наденьте эти наконечники на свои волшебные палочки и у вас получатся волшебные шары. Они останутся вам в подарок от нашего лучшего друга – воздуха.
(Шарики надеваются на палочку и остаются в подарок детям).
Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.
Заклинание: (с закрытыми глазами)
Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!
(Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку) .
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)
Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»
Тема: «Зимняя сказка». Программные задачи: Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа
Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Секреты воздуха»
Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развити...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Норка для мышонка»
Рисование во второй группе раннего возраста "Норка для мышонка"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...
Конспект занятия по познавательному развитию "Воздух - наш самый лучший друг".
Данная меетодическая разработка содержит конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....