Познавательно -исследовательский проект "Шерстяные подарки от овечки"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кергель Елена Сергеевна

В процессе работы над проектом дети получат знания о происхождении шерсти, ее  свойствах, различных способах применения, производстве и ассортименте для продаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_sherstyanye_podarki_ot_ovechki.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Шерстяные подарки от овечки»

Возраст детей

6-7 лет

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Целеполагание

Овечья   шерсть является  экологически чистым и ценным  продуктом.

О том, что шерсть полезна, люди знали еще с древних времен. Именно поэтому шерстяные изделия занимают в нашей жизни не последнее место. 

Археологи утверждают, что шерсть применялась 1500 лет до н.э.

Именно тогда люди смогли приручить коз и овец и использовать их волосяной покров для изготовления шерстяной ткани. Особой популярностью шерсть пользовалась в Древнем Риме.

В середине века шерстью стали торговать, а в 13 веке от ее производства стала зависеть экономика такой страны как Италия. Немного позже производством шерстяного полотна стала заниматься и Англия, где прибыль от изготовления и продажи шерсти стала существенной частью бюджета. Первая английская фабрика располагалась в Винчестере. За незаконное производство шерсти многих наказывали отсечением руки.

В 1966 году изготовление шерсти было сокращенно из-за низкого спроса на ткань. Но уже через десять лет в связи с изобретением технологии, которая позволила стирать шерстяные изделия, интерес к ткани вернулся.

Разведение и переработка шерсти в промышленных объемах, считается выгодным направлением у фермеров, как и в ряде стран, которые продают продукцию овцеводства за рубеж.
Уже в средние века торговля шерстью превратилась в серьезный бизнес.

Перерабатывающее предприятие при грамотной организации работы может функционировать весьма успешно. Это мало затратное и выгодное направление бизнеса.

Шерсть – ценное по своим свойствам сырье, которое нашло  применение в нашей жизни. Шерсть научились перерабатывать промышленным и бытовым способом для сохранения полезных качеств изделий. В настоящее время поддается переработке практически любая шерсть животного, особенно

распространёнными являются шерсть овцы.

Актуальность проекта

В наше время всё большую популярность завоёвывают вещи натурального происхождения. Оно и понятно – вещи, сделанные из натуральных материалов намного качественней своих «химических братьев», а, следовательно, полезнее и долговечнее.  Сегодня многие из нас отдают предпочтение овчинным полушубкам, расписным платкам, мохнатым унтам, пуховым шалям.

А что может быть теплее и уютнее шерстяных вязаных изделий, которые спасают и защищают нас от суровых условий погоды. Несмотря ни на какие холода, мы любим прогулки.

     Шерсть является экологически  чистым материалом и поэтому представляет определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Но, к сожалению, многие дети даже и не предполагают, что эти тёплые и удобные вещи подарили нам домашние животные. Не знают дошкольники, что материал, из которого сделаны варежки, валенки, шарфы, называется шерсть. И, поэтому, актуальным будет рассказать ребятам об этом удивительном и необходимом материале.

Проблема

Гуляя с ребятами на прогулке, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей очень быстро начинают замерзать руки в своих варежках, а некоторые ребята могут долго гулять и играть в снегу, и руки у них не мерзнут. А в валенках гораздо теплее и комфортнее, чем в сапожках. И мы задались вопросом - а почему в одних варежках рукам тепло, а в других руки  быстро замерзают? И почему валенки считаются самой лучшей зимней обувью? Откуда и где мастерицы берут теплую шерстяную ниточку для вязания теплой одежды и как получают шерстяные нитки для рукоделия. Как делают валенки, и что еще можно делать из шерсти…

Цель проекта

Создание условий для формирования у дошкольников представлений об изделиях из шерсти и её пользы для человека.

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с природным происхождением шерсти.
  2. Определить свойства шерсти.
  3. Исследовать этапы производства овечьей шерсти.
  4. Познакомить с различными способами применения овечьей шерсти.
  5. Познакомить с  профессиями людей, занимающимися обработкой шерстяного сырья.
  6. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и стоимость продукта в зависимости от качества.

Гипотеза проекта

Определить какие свойства шерсти влияют на спрос шерстяных изделий.

Сроки реализации

Краткосрочный

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели

Предполагаемые результаты проекта

 В процессе работы над проектом дети получат знания о происхождении шерсти, ее  свойствах, различных способах применения, производстве и ассортименте для продаж.

Мероприятия с детьми:

НОД по формированию окружающего мира: «История шерстяного клубочка».

Цель. Знакомство с историей получения пряжи, шерсти, ее свойствами.

НОД на тему: «Путешествие  с овечкой»

Цель. Знакомство с изделиями, которые можно изготовить из шерсти.

НОД по аппликации на тему: «Овечка»

Цель. Формирование умения создавать аппликативный образ с помощью шерстяных нитей разными способами - контурным и силуэтным.

Беседа на тему: «Какие животные дают нам шерсть»

Цель. Формирование понятие о видах шерсти.

Беседа «Люди, каких профессий работают с шерстью?»

Цель. Знакомство с  профессиями людей, занимающимися обработкой шерстяного сырья

Беседа «Почему изделия из шерсти считаю лечебными

Цель. Знакомство с лечебными свойствами овечьей шерсти.

Опытно-экспериментальная деятельность.

НОД на тему: «Комочек шерсти»

Цель: Знакомство детей со свойствами овечьей шерсти.

Опыты с шерстью.

 «Если запах у шерсти», «Мокрая шерсть», «Шерстяные нитки», «Разноцветная шерсть».

Цель. Уточнить представления о свойствах шерсти.

Просмотр видеофильмов о шерсти «ГАЛИЛЕО», производстве шерстяных изделий.

Просмотр презентации «Эта удивительная шерсть».

Презентации «Как получается шерстяная нить».

Промотор мультфильма «Варежка»

Чтение художественной литературы

Д. Понаморева «Овечки», М.Пришвин «Дедушкин валенок», С.Грушинин «Дедушкины валенки», В. Новиков «Теплые валенки», В. Борисова «Варежка», Н. Мазняк «Рукавичка», Н. Саконская «Где мой пальчик», С. Востоков «Валенки», Г. Ладонщикова «Потерялась варежка», В. Драгунского «Дедушкин валенок»,  В. Оболенского «Сказка про варежки».

Рассматривания энциклопедий «Животные фермы» РОСМЭН, «Энциклопедия для детей. Все о животных»

Загадывание загадок об овечке.

Поговорки о шерсти и овечке.

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Найди тень», «Определи на ощупь», «Собери картинку», «Магазин вязаных вещей»

Цель: Развитие мышления, внимания, логики, знания о вязаных вещах.

Подвижная игра

«Чтоб не мёрзнуть никогда», эстафета «Собери клубок».

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин вязаных изделий»

Цель. Вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.

Папки - передвижки  «Шерстяная акварель», «Валяние шерсти».

Мини-музей  «Варежка».

Макет: «Домашний Двор».

Продукт проекта

Альбом «Шерстяные изделия»

Заключение

Данный проект способствовал развитию у дошкольников мышления и воображения, расширению кругозора. С помощью взрослых научились работать с различными источниками информации, проводить опыты. В ходе исследовательской работы много полезного узнали о шерсти, ее свойствах, откуда берется шерстяная нить для изготовления теплых вещей, истории обработки шерсти, производстве и ассортименте для продаж.

Шерсть – это единственный материал, который человек получает от животного, не нарушая тонкой гармонии с природой.

Дальнейшая перспектива проекта

Когда дети ознакомлены с шерстью овечки, ее свойства, пользой шерсти овечки в жизни людей, можно приступать к работе по ознакомлению с такой интересной темой, как «Верблюжья шерсть – ее свойства и польза для человека».

Список литературы, ссылки

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». (М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.)
  2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002.
  3. «Детская энциклопедия «Я познаю мир». Животные». (М.: АСТ,1998 г).
  4. Данкевич, Е.В. «Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния». (М.: АСТ, Сова, 2013г.)
  5. «Дополнение о овечьей  шерсти» - коллектив авторов. (Москва, 2012 г.).
  6. Курчак, Е., Заец Л. «Забавные самоделки из шерсти», (М.: Эксмо, 2013 г.).
  7. https://knowledge.allbest.ru/agriculture/3c0a65635b2ac78a4c53b88521306c27_0.html? -
  8. https://selo-exp.com/ovcy/pererabotka-shersti.html -
  9. https://myslide.ru/presentation/sherst? –
  10. https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-isledovatelskii-proekt-po-teme-sherst-i-izdelija-iz-shersti.html -
  11. https://multiurok.ru/files/proektnaia-rabota-bezgranichnye-vozmozhnosti-shers.html? –
  12. https://pandia.ru/text/86/083/9866.php? –
  13. https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-dlya-starshih-doshkolnikov-sherstyanaya-istoriya-2253542.html? -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе "Тёплый подарочек от овечки"

Познавательно-исследовательский проект в средней группе  "Тёплый подарочек от овечки"...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Технологическая карта НОД по познавательно- речевому развитию "Подарки доброй овечки" младшая группа

НОД по познавательному и речевому развитию формирует представление дошкольников о том, откуда берутся шерстяные вещи....

Познавательно-исследовательский проект «ПОДАРКИ ПРИРОДЫ»

Формирование исследовательских навыков и познавательной активности детей....

ОД по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Подарки зимы. Следы на снегу»

Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек)....