Дикие и домашние животные животные
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Цель: Создать условия для закрепления у детей представлений о жизни диких и домашних животных.
Задачи: учить узнавать, различать особенности внешнего вида и образа жизни диких и домашних животных, о месте их проживания, формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, желание помогать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Форма организации: групповая, индивидуальная. Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.
Оборудование: Иллюстрации с изображением животных и их жизни в природе, игрушки диких и домашних животных.
Предварительная работа: Просмотр фильма о диких животных и их жилище, беседа «Где живут животные», игры-перевоплощения в животных.
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Помоги детёнышу найти его маму».
Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Загадки о животных, чтение рассказов Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Калининой, В. Сутеева, Б. Житкова, Е. Чарушина.
ХОД НОД.
1.Организационный момент (проводится в кругу).
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Кто из вас знает каких-либо животных и где они живут?
Воспитатель: На какие группы можно разделить животных?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.
(Показывает картинки диких животных, дети называют их).
Воспитатель: Животные, о которых заботится человек, называются домашними. (Показывает картинки домашних животных).
Воспитатель: давайте послушаем загадки и определим: животные, о которых говорится в загадках дикие или домашние?
- Загадка:
Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребятушкам
Молочко дает. (Корова)
Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный и сильный хвост, напоминающий метелку, которым она отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. Имея прекрасное обоняние, они легко отличают съедобные травы от несъедобных. Коровы медлительны и спокойны.
Вопрос: "Что дают нам коровы?". (Молоко, мясо).
Воспитатель: " Народ сложил немало пословиц и поговорок, посвящённых корове, в которых он любовно называет корову "кормилицей", "матушкой-коровушкой". А какие вы пословицы знаете о коровушке?
"Была бы коровушка, будет и молочко".
"Корова во дворе - так и еда на столе".
"Если есть на дворе корова - будешь и сыт, и одет".
"Черна Буренушка, да бело молочко".
-Загадка:
Очень любит спорт и скачки,
Превосходная циркачка,
На селе помощница -
Пахарь и извозчица. (Лошадь)
Рассказ о лошади.
Лошадь - прекрасное, благородное животное. У нее крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые, пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза. Лошадь - верный слуга и спутник человека.
Долгими летними днями трудятся деревенские лошади, а по ночам пасутся на зеленых лугах.
Вопрос: "Чем питаются лошади? (Летом - травой, зимой - сеном и овсом.)
- Тренинг " Лошадки".
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожкам.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать не забудьте.
(упражнение для языка - "Цок,цок,цок.)
Воспитатель: Кто знает этого животного и где они живут?
- Физминутка: "Пятачок".
Поросёнок Пятачок.
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.
-Загадка:
Шерсти маленький клубок,
Глазки, носик, коготок.
И на что ОНО похоже?
«Мяу! Мяу!» Это кто же? ( Котенок).
-Загадка:
Кто во дворе так заливисто лает?
Тонущих, кто из беды выручает?
Трудную службу несет на границе?
С врагом, если надо, не дрогнув, сразится?
Дом охраняет всю ночь напролет-
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно.
(Собака).
- Загадка:
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
А потом молочка приносит. (Коза)
- Рассказ о козе.
Коза - одно из первых диких животных, которое приручил человек. Коза - небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием, они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.
Они щиплют травку на лугах и полях, объедают листья и молодые побеги деревьев и кустарников.
Воспитатель:
Очень полезно и вкусно козье молоко, по составу очень близко к женскому молоку, люди выкармливали грудных младенцев козьим молоком. А что готовят из козьего молока? ( Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.)
-Загадка:
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьев,
Отгадайте, кто таков?
(Медведь).
- А по поведению медведя можно узнать, какое время года?
-Загадка:
Когда я голодный-
Меня не встречай:
Я щелкну зубами
И съем невзначай. (Волк).
-Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее -… ( Лиса).
-Загадка:
Белый, ушастый,
По лесу шастал,
Путал следы
От рыжей беды.
(Заяц ).
-Загадка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. ( Белка).
-Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях подобно птицам.
Дети делают вывод: на снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом тоже труднее заметить, причем и хищнику и охотнику.
- Так животные приспосабливаются к условиям жизни в дикой природе. Такая окраска называется покровительственной.
ОПЫТ: - Где легче взять нитку, там, где нитка совпадает с фоном или там где не совпадает? Почему?
- Можно ли по цвету шубки определить какое сейчас время года?
-Загадка:
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмешь?
Кто же это, дети? ( Еж).
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди домик животному». У меня на столике дикие и домашние животные. Вам нужно подойти взять любое животное и поставить там, где оно живет. Когда все фигуры животных будут расставлены, можно попросить детей назвать, каких животных они отнесли к диким, а каких к домашним.
Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку Котенка, который лежит в уголке.
Воспитатель, взяв котенка на руки: Детки, посмотрите, кажется, этот малыш потерялся! Где же его мама…
Появляется Мама-Кошка: Ой, вот ты где, я повсюду тебя ищу уже битый час, если не два, а то и три! (Забирает котенка).
Воспитатель: А вы кем, простите, приходитесь этому малышу?
Мама-Кошка: Как кто? Я его мама. Разве вам неизвестно, что мама у котенка – кошка, а папа … (обращается к детям).
Дети отвечают: «Кот».
Воспитатель: Я, конечно, это знаю, но что-то все позабыла. А хотя нет – папа щенка — кот, а мама ягненка – лосиха, верно же?
Дети и Мама-Кошка поправляют воспитателя.
Мама-Кошка: Мы сейчас освежим твою память, а дети мне в это помогут, вы согласны, ребята?
Дети отвечают.
Мама-Кошка читает стихотворение А.Шибаевой «Кто кем становится», дети заканчивают предложения в стихотворении:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
Взрослая … (собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким … (ягненком).
Этот важный кот Пушок –
Маленьким … (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным … (цыпленком).
Мама-Кошка: Ну что, мы помогли тебе вспомнить?
Воспитатель: Помогли, спасибо! Ребята, о каких животных рассказала стихотворение Мама-Кошка?
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Это зайчонок. Это бельчонок.
Это лисенок. Это волчонок.
(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем)
Воспитатель: дети, о детенышах каких животных эта пальчиковая гимнастика?
3. Воспитатель: - Вам понравились наши игры? И мне очень понравилось с вами играть. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по лексическим темам (дикие животные, домашние животные, животные севера)
Дикие животные, домашние животные, животные Севера....
Календарно-тематическое планирование "Дикие, домашние животные, животные жарких и северных стран"
план на неделю...
Конспект открытого занятия по формированию знаний о диких и домашних животных "Где живут животные"
Цель:Формирование знаний детей о диких и домашних животных.Задачи:- уточнить и обобщить знания детей о животных.- закреплять знание о диких и домашних животных и их детенышей, чем питаются;-...
Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные
Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...
Комплексно-тематическое планирование на неделю тема "Дикие, домашние животные. Животные Забайкальского края"
Календарно тематическое планирование...
Кроссворды о сообществах диких и домашних животных, их детёнышах, жилищах; о сообществах животных, птиц и насекомых (для воспитанников старшей группы).
Цель: активизация познавательной деятельности воспитанников посредством тесного знакомства с темой; обучение анализу выполняемой работы: по какому признаку слова объединены в кроссворде, что у них общ...
Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....