Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1) Образовательные:
- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Верхнекетского района;
-обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;
- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;
2) Развивающие:
-упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;
- активизировать словарь по теме;
- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;
- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;
- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;
- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.
3) Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;
- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.
Методические приёмы:
Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая; наглядные – иллюстрации птиц
Материалы и оборудование: презентация, видео с изображением птиц, иллюстрация еды для птиц, клей, картон, ножницы, пленки, салфетки.
Предварительная работа:
-ежедневные наблюдения на проулке за птицами;
-развесить кормушки для птиц на участке;
-рассматривание их внешнего вида;
-наблюдение за поведением;
-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
- рассматривании: книг, энциклопедий, журналов о птицах;
-отгадывание загадок о птицах;
-чтение произведений Г.Снегирёва «Птицы наших лесов», А.Алексеева «Снегирь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_na_temu_zimuyushchie_ptitsy.docx | 181.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
на тему: «Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
Шамова М.А. воспитатель 1 кв. категории
р.п. Белый Яр 2023г
Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1) Образовательные:
- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Верхнекетского района;
-обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;
- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;
2) Развивающие:
-упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;
- активизировать словарь по теме;
- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;
- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;
- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;
- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.
3) Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;
- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.
Методические приёмы:
Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая; наглядные – иллюстрации птиц
Материалы и оборудование: презентация, видео с изображением птиц, иллюстрация еды для птиц, клей, картон, ножницы, пленки, салфетки.
Предварительная работа:
-ежедневные наблюдения на проулке за птицами;
-развесить кормушки для птиц на участке;
-рассматривание их внешнего вида;
-наблюдение за поведением;
-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
- рассматривании: книг, энциклопедий, журналов о птицах;
-отгадывание загадок о птицах;
-чтение произведений Г.Снегирёва «Птицы наших лесов», А.Алексеева «Снегирь».
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.
Дети стоят полукругом.
- Какой сегодня день?
(последний день осени)
-Правильно, завтра зима вступит в свои владения.
Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".
- Давайте, ребята, назовите признаки зимы.
-3има какая,
-если снег - снежная
-если мороз - морозная
-если ветер - ветреная
-если вьюга- вьюжная
-если лёд- ледяная
-если стужа- студёная
-если как сказка – сказочная
-если холод- холодная
-Ребята, кто такие «пернатые друзья»?
- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).
- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?
(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).
- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?
(они улетают в тёплые края)
- Все ли птицы улетают на юг?
(улетают перелётные птицы)
- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?
(зимующие птицы)
- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?
(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада)
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
Показывает видео с изображением воробья и синицы.
- Каких птиц вы видите? Чем они похожи и чем отличаются?
(Разная окраска, одинаковый размер).
-А что вы знаете о воробьях?
(Воробьи маленькие серо-коричневые птицы, живут стайками, питаются насекомыми, остатками пищи. К зиме переселяются ближе к жилью человека. Во врем я сильного мороза распускают крылья и сидят нахохлившись.)
-Послушайте, дети, что я хочу вам рассказать о синицах. Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Но как налетят синицы, лес оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, рассматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка. Не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове. В лютую стужу синицы прилетают к избам, они ждут, когда для них в кормушку положат кусочек хлеба, зерна. А иначе синицы замёрзнут в лесу.
Показывает видео с изображением ворон и снегирей.
- Назовите этих птиц. Как вы их различаете?
(Ворона большая с серыми боками, снегирь маленький с красной грудкой).
-Что вы можете рассказать об этих птицах.
(Вороны зимой держатся ближе к жилью человека. Кочуют, перелетая в места, где зима мягкая, не перелетают только старые вороны. В сильные морозы садятся ближе друг к другу и прячут голову под крыло. Есть такая примета: если вороны зимой летают стаями и сильно каркают, значит пойдёт снег. Снегирь с ярким красным оперением на груди и серо-голубоватым на спине На голове красная шапочка и чёрный толстый клюв. Питается семенами ольхи, клёна, ясени, сирени. Очень любит ягоды рябины. Снегири-птицы неповоротливые, медлительные.)
- Ребята, а какая птица зимой выводит птенцов? Я сейчас вам про неё загадаю загадку. Чьи малыши, в лесной глуши, в холод лютый-раздеты, разуты. (Клёст).
Показывает видео с изображением клеста.
-Кто хочет рассказать об этой удивительной птице?
(Клесты живут стайками. Самцы имеют красно-оранжевую окраску, самки –зеленовато-жёлтую. Концы клюва у клеста перекрещиваются, что помогает им доставать семена из еловых или сосновых шишек. Живут клёсты там, где много елей, сосен. Гнездо у них глубокое, тёплое. Одни из всех птиц выводят птенцов зимой).
Показывает видео с изображением сороки, дятла.
- Назовите этих птиц. Что вы можете рассказать о них.
(Сорока-крупная птица с красивым чёрно-бурым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте чёрная, с зеленоватым отливом, а на боках белая: отсюда прозвище её «сорока-белобока». Хвост у сороки длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Сорока- птица ловкая, очень подвижная, но вместе с тем осторожная. Ещё издали услышит посторонние звуки и уже начинает стрекотать. За то, что она любит блестящие вещи, её называют сорокой-воровкой. У дятла красивое пёстрое оперение: верх тела у него чёрный, на голове и шеи белые пятна, низ тела белый. У дятла хорошо приспособленные ноги и хвост, который служит опорой при лазании, острый и крепкий клюв. Дятел очень полезная птица потому, что он лечит деревья.)
-Игра «Скажи правильно».
У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый
У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый
У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая
У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая
У синицы желтая грудка, поэтому она… желтогрудая
У сороки белые бока, поэтому она… белобокая
звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.
У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая
У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.
-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола?
(ответы детей)
-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.
-Чем же любит питаться воробей? Давайте выберем картинки с подходящим кормом.
Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби).
-Чем предпочитает питаться синица?
Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс).
-Что любит есть дятел?
Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни).
-Чем питаются сороки и вороны?
Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений).
-Что предпочитают голуби?
Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу).
-А чем нельзя подкармливать птиц? (ответы детей)
-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.
- А чем нельзя кормить птиц зимой?
-Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.
III. Рефлексия.
-Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
-Предлагаю сделать памятки каждому, чтобы знать чем можно кормить птиц, а чем нельзя, и дома познакомить с ней родителей.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»
Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...
конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"
конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...
Конспект занятия во второй младшей группе на тему"Зимующие птицы"
Тема «Зимующие птицы»Возрастная группа младшаяОбразовательная область «Познавательное развитие» Цель: формировать представление о зимующих птиц; развивать интерес к...