Уроки Гнома-эконома
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тема: «Уроки Гнома-Эконома»
Цель: формирование представлений детей об энергосбережении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_gnoma-ekonoma.docx | 29.68 КБ |
prezentatsiya_uroki_gnoma-ekonoma_wecompress.com_.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уроки Гнома-Эконома»
Цель: формирование представлений детей об энергосбережении.
Задачи:
- Формировать представление детей о бережном, экономном отношении к электроэнергии и природным ресурсам.
- Воспитывать у детей бережное отношение к электроэнергии, воде.
- Формировать умение отвечать на вопросы, развивая диалогическую речь в ситуативном разговоре, умение делать выводы.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Способствовать укреплению здоровья детей.
Материал и оборудования: презентация, ноутбук, предметные раздаточные картинки для игры (печь, шуба, шарф, варежки, костёр, одеяло, батарея, сапоги, шапка, газовая плита, электрообогреватель, камин); картинки-модели условных обозначений понятий «Что согревает человека?», «Что сохраняет тепло?».
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость. Знакомьтесь, Гном–Эконом.
Гном-Эконом: Я не просто гномик,
Я – Гномик-Экономик,
Я ужасно скромный,
Я очень экономный.
Немножечко болтливый,
Но очень бережливый.
Воспитатель: Гном-Эконом пришёл познакомить нас тайнами тепла и предлагает, отправится в небольшое путешествие, и узнать, где оно живёт. Вы согласны? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Тогда в путь. (Под музыку).
Воспитатель: Первая остановка. Ребята, давайте попробуем догадаться, что спрятано в этой картинке. Слушайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в конце,
И зовут тебя все … (солнце)
Воспитатель: Солнце обогревает весь мир. Это главный источник тепла. Но солнечного тепла нам не хватает, особенно зимой.
Воспитатель: Чтобы защититься от холода, люди что делают? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Шьют одежду, строят дома.
Воспитатель: Можно ли получить тепло от одежды? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Представьте, что вы вышли на улицу в большой мороз, вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели варежки. Руки потеплели. Но, почему? Ведь варежки на морозе тоже стали холодными. Значит, не варежки согрели ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь удерживают тепло.
Воспитатель: Идем дальше. Остановка. Попробуем угадать, что спрятано в этой картинке.
Воспитатель: Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова. (огонь)
Воспитатель: Очень давно-давно люди могли обогреваться только теплом от разожжённого костра. Сгорел костёр и тепла нет. Поэтому огонь в костре поддерживать приходилось круглосуточно.
Воспитатель: Идём дальше. Остановка. Послушайте загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
Лето придет – не глядят на неё
Зима настанет - обнимают её. (печь)
Воспитатель: Прошло время и люди научились строить печи. Печь протопишь, она долго сохраняет тепло, в ней и еду готовили.
Воспитатель: Где сегодня можно увидеть печь? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: В деревне.
Воспитатель: Но время шло и люди придумали другие обогревательные приборы, которые являются нашими помощниками.
Воспитатель: Послушайте эту загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет –
Всю квартиру согревает. (батарея)
Воспитатель: В городе квартиры, больницы, школы, детские сады обогревают батареи. Наш детский сад тоже обогревают батареи.
Воспитатель: Почему батареи теплые? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: На больших котельных при помощи топлива нагревают воду и пускают её по трубам, проложенным под землёй. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Батареи горячие – у нас тепло. Тепло нужно беречь. Так как для его получения нужно сжечь много дров, угля, газа – природных богатств, которые стоят дорого, их надо экономить.
Воспитатель: В какую пору года тепло для нас особенно необходимо? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Правильно, зимой. А вот о том, как подготовить дом к зиме, чтобы холод не проникал, а тепло не убегало из дома, я прочитаю вам сказку.
« Жил-был Колобок в большом красивом домике. И вот пришла поздняя осень. Стало ему в домике холодно. Решил он узнать, что надо делать, чтобы было тепло. Катится Колобок по осеннему лесу, навстречу ему Белка.
- Белка-белочка, что ты делаешь?
- Готовлюсь к зиме, утепляю свой домик.
- А как утепляешь?
- Закрываю все щели мхом.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Ёж.
- Ёжик, ты к зиме готовишься, как свой дом утепляешь?
- Форточку и окошки закрываю и заклеиваю.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Медведь.
- Михаил Иванович, как ты готов встретить зиму?
- Я спать буду в берлоге.
- А она у тебя тёплая?
- Конечно тёплая, главное вход в неё хорошо закрыть и утеплить, а окошек в моём доме нет.
Покатился Колобок домой и начел утеплять свой дом, как посоветовали ему лесные звери.»
Воспитатель: Почему Колобок ушёл из дома?
Воспитатель: Как утепляла дом Белочка, Ёжик, Медведь.
Воспитатель: Что решил Колобок?
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы тепло из дома не ушло? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки, заменить стекло , если разбилось.
Воспитатель: Ребята, вот наш гость Гном-Эконом удивляется, что Колобок не побоялся холода и отправился в лес.
Гном-эконом: А вы, ребята, в холодное время года, ходите на прогулки? (Предполагаемые ответы детей).
Гном-эконом: А что надо делать, чтобы не замёрзнуть? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Надо тепло одеваться и много двигаться. Ребята, давайте покажем, Гному-Эконому как мы согреваемся, когда холодно.
Игра «Согреемся вместе»
(если замёрзли щёчки – потрём, ушки – пощиплем, ручки – похлопаем, ножки - потопаем)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, куда может пробраться холод в нашей группе? (в открытую фрамугу, через дверь, через балкон, окно, разбитое стекло)
Воспитатель: Когда надо начинать утеплять свой дом? (осенью)
Воспитатель: Как спасти дом от холода? (надо закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки)
Воспитатель: Теперь вы знаете правила экономии тепла.
Воспитатель: Следующая остановка. Слушайте загадку:
Дом - стеклянный пузырёк,
И живёт в нём – огонёк!
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Воспитатель: Ребята, вы можете сказать, для чего нужна лампочка? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Да, лампочку включаем, чтоб в комнате было светло, питается она электрическим током. А у нас посмотрите, какие лампочки в группе? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Большие лампы и светят они ярче. А если солнышко светит и так светло, нужно ли включать свет? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Нет, надо свет экономить, беречь, не тратить зря - когда светит солнце не надо включать лампочку. А ночью, ребята, вы спите при свете? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Чтобы хорошо выспаться, свет ночью включать не нужно. Пусть он зря не горит. Электроэнергия – важнейшая часть нашей жизни! Без нее не сможет работать ни одна машина.
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, Мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принес.
Ток-помощник в доме первый –
Друг наш преданный и верный.
Воспитатель: Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию. Если будут экономить все, Большая прибыль будет стране.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Гному-эконому, какие приборы включают в розетку. (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Следующая остановка и новая загадка:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит. (Вода)
Воспитатель: Ребята, вы когда умываетесь, вода бежит сильно? Вы брызгаетесь водой, пока умываетесь? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Давайте покажем, как мы умываемся:
Пальчиковая игра «Умываемся»
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши, (показываем)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой рукой)
Воспитатель: Кран нужно открывать тихонько, чтобы вода текла тонкой струйкой. Воду тоже надо беречь, ведь вода может закончиться, а без воды прожить невозможно.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Гному-эконому, для чего нам нужна вода. (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Пить, готовить кушать, стирать, купаться, мыть посуду, стирать белье.
Воспитатель: А животным нужна вода? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Зачем животным нужна вода? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А птицам? А деревьям и растениям? А рыбам? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А где живет вода? (Предполагаемые ответы детей). В море, озере, речке, роднике, в кране.
Воспитатель: А какую воду можно пить? Только пресную, не соленую. Запасов пресной воды на земле мало, их с каждым годом становится все меньше и меньше. Есть такие страны на планете, где пресной воды очень мало и люди вынуждены покупать её за деньги. Дети, давайте расскажем нашему гостю, как же можно экономить воду. (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Воспитатель: Воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой. А умеете ли вы беречь воду? Как? (Предполагаемые ответы детей).
- Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.
- Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
- Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Как вы много и интересно рассказали нашему гостю, знаете, как можно экономить и беречь воду.
Воспитатель: А, что скажет наш гость Гном-Эконом.
Гном-эконом: Молодцы ребята, я вами очень доволен, познакомьте с этими правилами ваших родителей.
Воспитатель: Ребята, а что мы пообещаем Гному-Эконому.
И тепло, и вода, и свет просто так не льются,
И природой нам они даром не даются
Среди множества проблем в нашем поколении
Предстоит решить вопрос Энергосбережения!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я не просто гномик, Я – Гномик-Экономик, Я ужасно скромный, Я очень экономный. Немножечко болтливый, Но очень бережливый.
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в конце, И зовут тебя все …
Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова.
Лето придет – не глядят на неё Зима настанет - обнимают её.
В нашем доме под окошком Приросла к стене гармошка, Не беда, что не играет – Всю квартиру согревает.
Дом - стеклянный пузырёк, И живёт в нём – огонёк! Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся.
Она и в озере, она и в лужице, Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки гнома Эконома
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности. На мой в...
Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»
Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»
Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...
Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"
Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...
Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»
Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...
Совместно – самостоятельная деятельность по ручному труду «Уроки гнома Эконома»
Изготовление настоящих монет достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Сравнение, выявление особенностей цвета, размеров....
«Уроки Гнома-эконома».
Конспект образовательной ситуации для воспитанников старшей возрастной группы...