Уроки гнома Эконома
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности.
На мой взгляд, приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево», «честно-нечестно», в ситуациях обмена пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Это сигнал возникновения новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekonom.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая детского сада № 31
_______________ О.А. Ветюгова
«____» ______________ 2009 г.
Программа кружка
для детей 5 – 6 лет.
«Уроки гнома Эконома»
(познавательное развитие детей)
Срок реализации:
01.09.2009 – 31.05.2010 года.
Составитель:
Воспитатель
Сединкина Ю.В.
2 категория
г. Асбест
2009/2010 учебный год.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности.
На мой взгляд, приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево», «честно-нечестно», в ситуациях обмена пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Это сигнал возникновения новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции.
Мною была определена проблема:
- Создать развивающую среду с учетом совместной работы детей и воспитателя и для самостоятельной деятельности детей.
- Привлечь родителей к своей работе и работе своих детей.
Цель: формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Задачи:
- Развитие у детей 5 – 6 лет предпосылок дедуктивного мышления, т.е. способности видеть многоообразие в системе взаимосвязей и взаимозависимостей у детей.
- Развитие собственного образовательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, оценочного и критического отношения к миру.
Отличительные особенности программы:
Экономическая жизнь общества многогранна. Я не ставлю своей задачей охватить все ее стороны, а рассматривать лишь те ее аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребенка старшего дошкольного возраста.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
В реализации программы участвуют дети 5 – 6 лет (старшая группа).
Формы и режим занятий:
ФОРМЫ:
- Игра.
- сюжетно-ролевые игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет» и др.;
- дидактические игры: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет» и др.;
- комплексно-тематические занятия: «Город-завод», «Трудовой день города» и др.
- Развлечения и вечера досуга.
- Чтение художественной литературы.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Во второй половине дня 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
- У детей расширяется представление об окружающем мире.
- Увеличивается словарный запас слов за счет терминов и специальный названий.
- У детей повысится любознательность и начнет формироваться логическое мышление.
- Информирование родителей о реализации кружковой работы.
Требования к уровню усвоения программы кружка.
К концу года дети должны знать: что такое экономика и пользоваться специальными понятиями терминами.
Уметь: считать до 10, правильно использовать все, что необходимо для повседневной жизни взрослым и детям, бережно относится к своим и чужым вещам.
Иметь представления: о бережливости, об экономии.
Сведения об авторе:
Сединкина Юлия Вадимовна – воспитатель II категории. Педагогический стаж 5 лет. В данное время работаю с детьми 5 – 6 лет.
Учебно – тематический план.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
Моя семья. |
1 | Зачем людям деньги? Семейный бюджет. | 15' | 5' | 20' |
2 | «В гостях у семьи Экономистов». | 5' | 15' | 20' |
3 | «Доходы семьи Крокодила Гены» | 5 | 15' | 20' |
4 | «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашина». | 5' | 15' | 20' |
5 | «Какие бывают расходы». | 7' | 13' | 20' |
6 | «Путешествие в сказку». | 7' | 13' | 20' |
7 | Сюжетно-ролевая игра «Маленькие покупки». | 5' | 15' | 20' |
8 | «Интересные покупки». | 5' | 15' | 20' |
9 | Игра «Домик-копилка». | 7' | 13' | 20' |
10 | «В гостях у трех поросят». | 7' | 13' | 20' |
Мир денег. |
11 | Знакомство с понятием «деньги». | 10' | 10' | 20' |
12 | Знакомство с понятием «деньги». | 10' | 10' | 20' |
13 | «Чем лучше качество, тем дороже вещь». | 10' | 10' | 20' |
14 | Рынок. Цена. | 10' | 10' | 20' |
15 | Цена. Знаешь ли ты цены? | 10' | 10' | 20' |
16 | Цена. От чего она зависит. | 10' | 10' | 20' |
17 | Сюжетно-ролевая игра «Рынок». | 5' | 15' | 20' |
18 | «Для чего нужен сберегательный банк» | 10' | 10' | 20' |
19 | Натуральный обмен. Бартер. | 10' | 10' | 20' |
20 | Обмен и деньги. | 10' | 10' | 20' |
21 | «Интересный обмен». | 5' | 15' | 20' |
22 | «Найди в сказке экономику». | 5' | 15' | 20' |
23 | «Где делают настоящие деньги?». | 5' | 15' | 20' |
24 | Меценаты. Благотворительная деятельность. | 10' | 10' | 20' |
25 | «Волшебные превращения денежки». | 5' | 15' | 20' |
26 | «Путешествие денежки». | 5' | 15' | 20' |
27 | Деньги разных стран. | 10' | 10' | 20' |
28 | «По одежке – протягивай ножки». | 10' | 10' | 20' |
29 | Решение задач. | 10' | 10' | 20' |
Мир товаров. |
30 | У каждого человека должно быть интересное дело. | 10' | 10' | 20' |
31 | Почему все взрослые работают. | 10' | 10' | 20' |
32 | Когда продукт труда превращается в товар. | 10' | 10' | 20' |
33 | Из какой книги пришел товар? | 7' | 13' | 20' |
34 | Какие бываю товары. | 10' | 10' | 20' |
35 | Ценность и украшение товара – его качество. | 10' | 10' | 20' |
36 | Сколько заработал – столько и купил. | 10' | 10' | 20' |
Всего занятий: | 36 |
Длительность занятия 20 минут.
Содержание образовательной программы:
(краткое описание тем – теории и практики)
Моя семья: умение считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношения между целым и частью, частями целого обеспечивает усвоение детьми понятие бюджет и его возможных составляющих.
Мир денег: познакомить с понятием «деньги», с ценами на разные вещи, подвести к элементарному пониманию покупательной силы денежных знаков, история возникновения денег, ознакомление с экономическим понятием «валюта».
Мир товаров: каждая вещь – это товар. Товары бывают разные: промышленные, сельскохозяйственные, товары культурно-бытового назначения и др. Качество товара.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Формы занятий – игры, беседы, экскурсии, конкурсы, развлечения.
Приемы и методы организации образовательного процесса – чтение художественной литературы, проблемные ситуации, решение задач.
Дидактический материал –
Техническое оснащение занятий – телевизор, DVD-плеер, видеокамера, фотоаппарат.
Формы подведения итогов по каждой теме:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игра «КВН»;
- Экономическая сказка.
Литература:
- Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». – М.: Сфера, 2002г.
- А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
- А.А. Смоленцева «Знакомим дошкольников с азами экономики с помощью сказок». – М.: АРКТИ, 2006г.
- А.Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников». – М.: Педагогическое общество России, 2005г.
Занятия.
Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.
Задачи.
- Развивать представления о человеке как биологическом существе;
- Стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»
Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»
Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...
Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"
Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...
Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»
Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...
Совместно – самостоятельная деятельность по ручному труду «Уроки гнома Эконома»
Изготовление настоящих монет достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Сравнение, выявление особенностей цвета, размеров....
Уроки Гнома-эконома
Тема: «Уроки Гнома-Эконома»Цель: формирование представлений детей об энергосбережении....
«Уроки Гнома-эконома».
Конспект образовательной ситуации для воспитанников старшей возрастной группы...