Этикет с малых лет "Сказочные друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

- Формировать знания и навыки у детей по правилам этикета, понимание необходимости выполнения правил этичного поведения;
- научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями;
- учить пользоваться речью как средством общения;

- закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя;

- закреплять умение использовать в речи вежливые слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Этикет с малых лет

«Сказочные друзья»

Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:

- Формировать знания и навыки у детей по правилам этикета, понимание необходимости выполнения правил этичного поведения;
- научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями;
- учить пользоваться речью как средством общения;

- закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя;

- закреплять умение использовать в речи вежливые слова;
Развивающие: 

- развивать умение оценивать свое отношение к позитивным и негативным    поступкам;
- развивать связную, диалогическую, интонационную, выразительную речь, наблюдательность, мышление. 
- развивать познавательную активность. 
Воспитательные: 
- воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, культурного поведения в обществе; 

Предварительная работа:

- Беседы на темы: «Вежливый щенок», «Нащи добрые дела», «О хороших и плохих поступках»;

 -Чтение В.Осеева «Волшебные слова», С.Маршак «Уроки вежливости», сказка «Два жадных медвежонка»;

- Разучивание стихов, физкультурных минуток;

-Дидактические игры: «Коробочка добрых дел», «Доскажи словечко»,    «Назови вежливые слова»;

- Сюжетно- ролевые игры: «У зайчонка день рождения», «Новая кукла», «У нас гости», «Магазин», «Больница»;

- Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Будь вежливым»;


Оборудование:

-Костюмы животных (белочка, зайка, волк и мишка)

- Иллюстрации к ситуациям «Хорошо и плохо»

- Магнитофон, аудиозапись

- Угощение для детей

Ход занятия

Воспитатель: Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами,

Мы идем по свету свами!

Воспитатель: Скажите пожалуйста мне, что это за волшебные слова?

Дети: Пожалуйста, спасибо, извините, простите и т.д

Воспитатель: А почему люди называют вежливые слова – волшебными?

Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.

Воспитатель: Каждое вежливое слово имеет свое место. Вежливые слова похожи на маленьких волшебников.  От этих слов светлеют лица. Люди начинают относиться к тому, кто эти сова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться друг с другом, лучше относиться друг к другу.

Вежливый человек – это тот, кто соблюдает правила приличия, правила этикета.

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ:

Это правила такие

Надо знать их с малых лет.

Этикет- это принятые нормы и правила поведения в обществе, для успешного и приятного общения людей.

Воспитатель: А как вы думаете, бывают вежливые животные?

(Под музыку появляются сказочные животные)

 Белочка: - Здравствуйте ребята!

Мы весёлые зверята!

Мы живём со всеми дружно

Потому что очень нужно

Правила простые знать и друг друга уважать!

Зайка: - Знаем мы как дважды два. Все волшебные слова.

Вы за нами повторяйте и в сторонке не зевайте.

Волк: -Говори при встрече - «Здравствуй»,

«Доброе утро, добрый день».

Ну а прощаясь скажи - «До свидания»,

Быть очень вежливым вовсе не лень.

Медвежонок: - Если тебя угостили однажды

Ты им - «Спасибо!» в ответ говори.

Кто угостил, вам скажет, «Пожалуйста!

Эти слова ты заучи.

Все вместе: - Запомните дети, быть вежливым просто,

И нам малышам и конечно всем взрослым!

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Доскажи словечко».

- Старшему, если встречаемся с ним,

Первыми… (здравствуйте!) мы говорим.

Вечером, спать ты хочешь очень.

Всем скажи: (спокойной ночи).

Ярко солнышко встало опять – (доброе утро!) должны вы сказать.

Мы всегда перед едою, без капризов … (руки моем).

Пора за стол. Всё для еды накрыто

Приятного желаем…(аппетита!)

Мы поведением своим

Другим пример покажем:

Сначала вкусно поедим,

Потом… (спасибо!) скажем.

Гость решил. Домой пойти,

Скажем… (доброго пути!)

Ты чихнул?

Без лишних слов

Мы желаем: (будь здоров!)

Воспитатель: правильно, вежливые слова надо говорить ласково и нежно, иначе они не будут вежливыми.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки следующих ситуаций:

1 Девочка угощает мальчика мороженым (это положительный поступок. Девочка какая? Щедрая, добрая)

2 Девочки играют в песочнице, а мальчик сыпет песок на голову девочке. (Это отрицательный поступок. Не мешай никому играть, а хочешь играть вместе, играй дружно)

3 Дети наводят порядок в комнате. (Это положительный поступок, дети трудолюбивые)

4 Мальчик один хочет съесть варенье. (Это отрицательный поступок. Мальчик жадный.)

5 Мальчик дразнит девочку. (Это отрицательный поступок. Не дразнись, не будь задирой)

6 Дети помогают встать упавшей бабушке. (Это положительный поступок. Дети добрые, отзывчивые, неравнодушные)

Воспитатель: Играть всегда нужно дружно, никого не обижать.

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:

1 Нет друга- так ищи, а нашел – береги!

2 Настоящий друг познается в беде.

3 В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Ребята, берегите своих друзей!

Физкультминутка: «Вежливый зайка»

Дайте капусты кочанчик другой!                         (Махать двумя руками к себе)

Разве так просят? Подумай, косой.                       (Повороты в сторону)

Дайте, пожалуйста,-  вспомнил Зайчишка,          (Наклоны вперед, руки вперед)    

И, если можно, с большой кочерыжкой.              (Показать большой круг)

Вот, молодец, ему лапу пожали                            (Пожать ладошки)

И самых вкусных кочанчиков дали….                 (Погладить живот)

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей.)

А я знаю двух лесных зверюшек, которые поссорились.

Воспитатель читает стихотворение с показом иллюстраций:

В тихом лесу среди кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: Я первый!

А Ёжик: Нет. Я!

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель. Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Дети. Ёжик не уступил ему качели.

Воспитатель. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик с Ёжиком договорились.

 В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Заяц и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик друзья!»

Воспитатель. Ребята, чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться.

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Вежливо – невежливо »

Воспитатель:

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

Топайте ногами!

1 Поздороваться при встрече….

2 Толкнуть и не извиниться….

3 Очень громко смеяться в автобусе….

4 Драться со своим товарищем….

5 Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…

6 Приходить в детский сад опрятным и причесанным….

7 Бегать сильно по группе….

8 Отбирать у других игрушки….

9 Говорить «спасибо» и «пожалуйста» ….

Воспитатель: Спасибо вам ребята! Вы такие молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете воспитанными и вежливыми детьми и соблюдать правила этикета.

Воспитатель: А, еще сказочные зверюшки подготовили нам стихи.

Настя: Мы все дружные зверята,

Мы зверята дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не обидим, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Ева: Что с волшебными словами

Делать дома и в пути,

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

Вместе: То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Мы прощаемся с нашими гостями. (Зверюшки раздают детям угощения)

Звучит песня «У друзей нет выходных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( младший дошкольный возраст)

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет "  ( младший дошкольный возраст)...

Консультация для педагогов и родителей "Этикет с малых лет"

Данный материал знакомит взрослых с основными приемами, которые помогут  им воспитать своего малыша аккуратным и вежливым....

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( старший дошкольный возраст )

Консультация для педагогов«Этикет с малых лет». Старший и подготовительный дошкольный возраст. Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, что...

Проект на тему: «Этикет с малых лет» в подготовительной к школе группе.

Данный проект поможет сформировать у детей культуру поведения за столом....

Этикет с малых лет

Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе «Социокультурные «Истоки» Т. И, Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, которая обеспечивает единство ...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью  формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета....

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект  «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)...