Мастер-класс для педагогов "Путешествие по карте"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Опыт использования поисково-исследовательского метода «Путешествие по карте» в процессе формирования первоначальных представлений о Вятском крае (Кировской области) у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_dlya_pedagogov_puteshestvie_po_karte.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Формирование первоначальных представлений о Вятском крае у старших дошкольников через поисково-исследовательский метод
«Путешествие по карте»
Цель: представить опыт использования поисково-исследовательского метода «Путешествие по карте» в процессе формирования первоначальных представлений о Вятском крае (Кировской области) у старших дошкольников.
Материально-техническое оснащение: проектор, экран, мультимедийная презентация, конверты с заданиями, карты Кировской области, контурные карты, карандаши на каждого участника.
План
- Вступительное слово.
- Актуализация знаний участников о формах работы в познавательном развитии старших дошкольников.
- Краткое представление опыта «Использование метода «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников.
- Творческое задание участникам «Планируем путешествие по страницам красной книги» (вместе формулируются задачи, которые будут решаться в процессе работы с детьми; по группам – составить план предшествующей работы, план-проект развивающей среды, мероприятия с детьми после путешествия).
- Выступление групп с презентацией результатов работы.
- Рефлексия в форме «Итоговый круг»
Ход мастер-класса
Любая система образования признана обеспечить воспитание юных граждан России. Реализация такой системы образования на возможна без знаний традиций своей родины, своего края. И моя задача найти такие методы и приемы работы с детьми, которые будут развивать их интерес и любознательность к деятельности, творческую активность.
Какие они – современные дети? Жизнь ребенка XXI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи, ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде, парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый осваивает мобильный телефон и компьютер. У него больше возможностей.
А какие мы – педагоги? Думающие, талантливые, заботливые, активные. Детский сад - вторая семья дошкольника. Но традиционное содержание дошкольного образования идет вслед за ребенком, а не опережает его развитие. В связи с этим обновление содержания программ, методов и приемов – одна из важных задач педагогов.
С января 2014 года одним из основных документов, на которых строится работа всех детских садов, является ФГОС ДО., согласно которому, нужно не только воспитывать ребенка и давать какие-либо знания, а побуждать его получать эти знания самостоятельно. Для этого нужно организовать ребенка, предоставить необходимый материал и создать определенную среду для его деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Подходы к воспитанию подрастающего поколения волнуют всех, но нет стойкой системы методов и приемов.
Для познания окружающего мира, исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский. Именно исследовательский метод лежит в основе моей деятельности.
За основу взяли методику Н.А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие по карте». В нашем случае работа велась по контурным картам Кировской области.
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте» Кировской области: создание условий для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире, о родном крае, формирование целостной картины мира.
Задачи:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (Части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, реки т.д.)
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
«Путешествие по карте» проводили с детьми подготовительной к школе группе один раз в неделю во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Работа проходила в рамках проекта «По страницам красной книги Кировской области». Материалы для «Путешествия по карте» представлены перед вами, в процессе работы с картой мы с ними познакомимся.
Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение. Чтение карты – процесс очень сложный, его следует выполнять в три этапа: изучение объяснительного аппарата карты, изучение содержания карты и применение полученных знаний в деятельности. При знакомстве с приемами работы с картой мы наглядно увидим возможности метода «Путешествие по карте».
Этапы работы с детьми предлагаю проработать на практике (приглашение участников).
Первый этап. Его цель: элементарное чтение карты с опорой на жизненный опыт детей. Знакомство с картой можно начать с вопросов:
- Что такое глобус? (Это объемная модель Земли, на которой наглядно представлены материки и океаны)
- Что такое карта? (Это плоское изображение Земли)
- Что обозначает зеленый (голубой, коричневый) цвет на карте?
- Какие стороны света вам известны? Как они расположены на карте?
- Определите стороны света и обозначьте их на контурной карте?
На данном этапе я использовала такие приемы, как «Стороны горизонта», «Закодированное слово», «Географическая почта».
Целью второго этапа является изучение и анализ карты, которые заканчиваются составлением географических описаний или характеристик. Используются следующие приемы: «Я – капитан», «Раздели слова на группы», «Найди меня»
Третий этап предполагает включение знаний самой карты и ее возможностей как источника знаний. Я использовала приемы: «Согласен – не согласен», «Географическая азбука», «Найди лишнее».
Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу дошкольников в зависимости от задач, которые ставятся перед началом работы.
На начальном этапе обучения применение таких задач следует давать с четким алгоритмом выполнения. Работая по перечисленным выше приемам, нами был разработан алгоритм «Путешествия по карте»
Алгоритм «путешествия по карте»:
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Опираясь на него подумайте и предложите темы, изучая которые мы можем применить метод «Путешествие по карте».
Работа с картой дает огромные возможности педагогу для работы с детьми в познании окружающего мира.
Чего же мы добились, используя метод «Путешествие по карте»?
У детей появился стойкий познавательный интерес к теме. Процесс изучения Вятского края приобрел творческий исследовательский характер. Заметна положительная динамика в представлениях о родном крае, эмоциональном отношении детей к теме.
Давайте подведем итог нашего мастер-класса. Я предлагаю вам облако тегов. Сначала мне бы хотелось услышать участников практической части. Продолжите фразы (всплывают на слайде после щелчка)
Наблюдающие за процессом работы участников, выскажите свое мнение по следующим фразам (всплывают на слайде после щелчка).
Список литературы
- Н.А. Короткова «образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Приложение к журналу «обруч»
- «Ребенок в детском саду» №1 2002 год, стр. 42 статья Н. А. Коротковой «организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
- Кожуховская Л.С. Позняк И.В. «Рефлексивные техники, методы и приемы»
- https://www.maam.ru/
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия "КАРТА МИРА"
Малыши с удовольствием рассматривают карту, глобус, параллельно запоминая множество полезных сведений. Давайте поможем ребенку научиться хорошо ориентироваться в пространстве, ...
Мастер-класс на тему: МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ»(Тони Бьюзен )
Мастер-класс на тему: "Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Мастер класс "Нетрадиционные техники аппликации «Пушистые картинки своими руками»"
Мастер класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"
В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...
Мастер-класс на тему: «Использование интеллект-карт в работе с рускоязычными детьми при изучении татарского языка»
Цель: Продемонстрировать педагогам использование интеллект-карт в изучении татарского языка с русскоязычными детьми, при которых учитываются индивидуальные особенности дошкольников.1 часть...
Мастер-класс для педагогов "Использование пооперационных карт в работе с детьми"
Пооперационная карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств и предполагаемым результатом....