Проект "Куклы на Руси"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly_na_rusi.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
Познавательно - творческий проект подготовительной к школе группы №5
«Куклы на Руси»
Автор проекта:
воспитатель
Кирильчик Анастасия Юрьевна
г. Зима
2022
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Тема проекта: «Куклы на Руси»
Актуальность проекта:
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Проблема проекта: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о русских народных куклах.
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы
Задачи:
Обучающая:
#1055;ознакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;
#1059;чить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающая:
- Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, обрядовая кукла, лоскут, безликая кукла, сарафан, платок)
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм.
3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта: Познавательно- творческий, среднесрочный.
Сроки реализации проекта: 4 недели с по #1075;.
Продукт проектной деятельности: Выставка кукол, изготовленных детьми - «Русская тряпичная Кукла-Оберег».
Формы реализации проекта: беседа, НОД, мультимедиа, игры, акция, рассматривание
Методы проекта: практический, познавательный, наглядный, словесный.
Предполагаемый результат:
Для детей
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с русской народной куклой:
-подборка иллюстраций и фотографий;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-выставка «Русская тряпичная Кукла-Оберег».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Для педагогов:
#1055;овышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Работа с родителями:
- Изготовление тематического альбома «История кукол на Руси»
- Подбор платков и сарафанов для фотосесии «Наши матрёшки»
- Участие в акции «Куклы моей мамы»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;
- постановка цели и задач проекта;
- выявление знаний детей о тряпичной кукле;
- подбор литературы для работы с детьми;
- выбор основных мероприятий;
- подбор наглядного материала;
-подбор материала для уголка ряжений, творческого уголка.
Основной этап
Беседы: «Моя любимая игрушка», «История возникновения куклы».
Чтение художественной литературы;
- народная сказка «Василиса Прекрасная» ;
- сказка «Крупеничка»;
- сказка «Десятиручка»;
- норвежская сказка «Куколка в траве»;
- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;
- потешки, поговорки, загадки.
Пальчиковые игры:
- «Наперсток»;
- «Не плачь куколка моя».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».
Малоподвижные и хороводные игры : «Ручеёк», «Карусель».
Рассматривание тематических альбомов : «Из истории русского народного костюма», «Народы населяющие нашу страну», «История кукол на Руси».
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Просмотр презентации «История кукол на Руси».
Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»
Продуктивная деятельность:
- раскрашивание матрёшек;
- конструирование из бумаги «Узор на сарафане»;
- аппликация «Девушки в русских нарядах»;
- коллективная аппликация «Хоровод у костра»;
- изготовление фото коллажа «Наши матрёшки»
Акция «Куклы моей мамы»
Заключительный этап
- изготовление народных тряпичных кукол.
- оформление выставки «Русская тряпичная Кукла-Оберег».
- проведение экскурсии по выставке «Русская тряпичная Кукла-Оберег» для детей старшей группы № 9
План работы
Дни недели | Содержание работы | Участники |
Основной этап | ||
Пн 24 октября | 1-я половина дня 1)Беседа «История возникновения куклы». 2-я половина дня 1) Чтение сказки «Василиса Прекрасная». 2) Раскрашивание матрёшек; | Дети, воспитатели |
Вт 25 октября | 1-я половина дня 1)Беседа «Моя любимая игрушка», 2) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов» 2-я половина дня 1)Чтение норвежской сказки «Куколка в траве». 2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток». | Дети, воспитатели |
Ср 26 октября | 1-я половина дня 1) Рассматривание тематического альбома «Из истории русского народного костюма». 2) конструирование из бумаги «Узор на сарафане 2-я половина дня 1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери» | Дети, воспитатели |
Чт 27 октября | 1-я половина дня 1) Рассматривание тематического альбома «Народы населяющие нашу страну». 2) Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы. 2-я половина дня 1) Малоподвижная игра «Ручеёк». | Дети, воспитатели |
Пт 28 октября | 1-я половина дня 1) Просмотр презентации «История кукол на Руси». 2) Чтение сказки «Крупеничка». 2-я половина дня 1) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов» 2) Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя». | Дети, воспитатели |
Пн 31 октября | 1-я половина дня 1) Рассматривание тематического альбома «История кукол на Руси». 2-я половина дня 1) Чтение сказки «Десятиручка» 2) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов» | Дети, воспитатели |
Вт 1 ноября | 2-я половина дня 1) Коллективная аппликация «Хоровод у костра»; | Дети, воспитатели |
Ср 2 ноября | 1-я половина дня 1) Чтение стихов, потешек, загадок о куклах. 2-я половина дня 1) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов» | Дети, воспитатели |
Чт 3 ноября | 2-я половина дня 1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление). 2) НОД Аппликация «Девушки в русских нарядах»; | Дети, воспитатели |
Пн 7 ноября | 1-я половина дня 1)Изготовление фото коллаж «Наши матрёшки» 2) Рассматривание кукол в национальных костюмах. 2-я половина дня 1)Хороводная игра «Карусель» | Дети, воспитатели |
Вт 8 ноября | Акция «Куклы моей мамы» | Дети, родители, воспитатели |
Заключительный этап | ||
Ср 9 ноября | Изготовление народных кукол. | Дети, воспитатели |
Чт 10 ноября | Оформление выставки «Русская тряпичная Кукла-Оберег ». | Воспитатели |
Пт 11 ноября | Проведение экскурсии по выставке «Русская тряпичная Кукла-Оберег» для детей старшей группы № 9 | Дети, воспитатели |
Выставка «Русская тряпичная Кукла-Оберег ».
Создание подобных выставок в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления быте и традициях Руси;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Выставка тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это необычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Завершение проекта
Презентация проекта.
Список литературы
Методическая литература
#1053; Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/
5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва
Детская литература
6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»
стихи и загадки.
Электронные (интернет) ресурсы:
8. Тряпичные куклы:
9. Тряпичные куклы:
10. Тряпичная народная кукла
11. Славянская кукла:
12. Народная кукла
13. Русские обрядовые куклы
14. Ручная Работа
15. Славянская доктрина :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные обычаи на Руси
Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...
БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»
Беседа про народные игры и игрушки...
Ах! Как весело живется на Руси!
Сценарий празднования широкой Масленицы...
Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры...
Семейные обычаи на Руси.
Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»
Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...