Коррекционно-развивающее занятие (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: Уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру через познание природы родного края
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, прививать интерес, любовь и бережное отношение к природе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: Уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру через познание природы родного края
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, прививать интерес, любовь и бережное отношение к природе
Речевые: Активизировать слова – крона, кислород, засуха, сосновый бор; хвойный лес, вечнозеленые. лиственный лес, хвоинки, хвоя.
Группа разновозрастная (количество- 14 человек)
Формы проведения: путешествие, беседа, игра
Место проведения: групповая комната
Продолжительность: 25 минут
Материал и оборудование: Телевизор, ноутбук, запись голосов птиц, шума леса. Иллюстрации с изображением деревьев, проектор, слайды по теме «Лес». Деревья Оформление группы: пейзажами Шишкина И. И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса»,
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций о лесе чтение познавательной литературы о лесе, наблюдения за елью, пихтой сосной, березой на участке, чтение литературы, разучивание стихов о природе, отгадывание загадок,
Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика. пальчиковая гимнастика.
Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев,
Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев
Планируемый результат: Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для обитателей леса и человека.
Ход
Организационный момент:
Воспитатель:
- Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение.
Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря: «Моё настроение похоже на…радугу, солнечный лучик и т.п.»)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие –путешествие за загадками, а куда догадайтесь сами
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
. Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём(лес)
Воспитатель: Это очень огромный дом, когда летишь на самолёте, смотришь на него вниз он кажется таким необъятным и очень красивым догадались что это за дом? Верно ребята - это ЛЕС –который полон сказок, загадок и чудес. Нам с вами довелось жить в чудесном месте. Наш родной край -Республика Хакасия окружена тайгой, богатыми лесами, поэтому мы все имеем возможность часто бывать в лесу. В данный момент лес от нас далеко, но всё же мы постараемся там побывать на нашем занятии
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
Конечно же, правила поведения в лесу. Какие же это правила
1. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.
2. Нельзя разжигать костер.
3. Нельзя на дереве царапать слова.
4. Нельзя обдирать кору с дерева.
5. Нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель Раз, два, три, четыре, четыре, пять в лес в лес пошли мы погулять.
Как здорово оказаться в лесу!
Как вы думаете зачем люди ходят в лес?
Воспитатель: Верно дышать свежим воздухом, любоваться красотой деревьев, кустарников и цветов, собирать грибы и ягоды и лекарственные растения, слушать пение птиц или просто тишину, если пойти в зимний лес
Воспитатель: Леса –это чудо нашей планеты они не только украшают нашу землю, но и очищают воздух насыщают его кислородом, а кислород –это то чем мы дышим без кислорода мы дышать не сможем Леса защищают землю от засухи, там, где шумят леса текут полноводные реки, блестят ожерелья озёр что может быть лучше прогулки по светлой берёзовой роще или побывать в сосновом бору или пройтись по сказочному ельнику
Воспитатель: Вот мы с вами приближаемся к хвойному лесу, Какой же он хвойный лес и какие деревья там растут? К хвойным деревьям относятся ель, сосна кедр, пихта, лиственница. Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые. Хвойные леса самые большие и обширные по площади они не боятся не зимних морозов, ни летней жары
А сейчас послушайте первую загадку ведь мы отправились путешествие за загадками
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Воспитатель Ель или ёлка как мы её называем – очень интересное и полезное дерево. Ее древесина идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его.
Воспитатель: Давайте поиграем, представьте, что вы пчёлки
Игра имитация «Пчелки».
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять
Воспитатель: Следующая загадка
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (сосна)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками . (Сосна)..
Воспитатель: Каждое пятое дерево наших лесов - это сосна. Сосна – хвойное дерево. Крона дерева находится у самой верхушки, поэтому в сосновых лесах светло. Такой лес называется сосновым бором. У сосны мощные корни, поэтому ей не страшны сильные ветра
А как зовут иголки у сосны и ёлки? (хвоя)
Воспитатель: а вот вам ещё одна загадка послушайте
Есть у родственницы елки.
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
опадают те иголки. (лиственница)
Воспитатель: Есть среди хвойных деревьев дерево с необычными свойствами – это лиственница. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".
Как ель и сосна лиственница имеет хвою, осенью лиственница желтеет и сбрасывает хвоинки, как листья, поэтому ее называют лиственница. Весной из почек снова появляются молодые иголки-хвоинки.
Физкультминутка ФИЗМИНУТКА
«Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листовою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Воспитатель: Ребята, мы свами добрались до лиственного леса, кто же нас встречает, послушайте загадку
Эта модница лесная часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой, вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (Берёза)
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
Воспитатель: Посмотрите какие красавицы нас встречают, мы с вами попали в гости к берёзкам и осинкам в лес, который называют лиственным, как вы думаете почему?
Воспитатель :Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным
– Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
– На ветвях этих деревьев растут листочки.
Воспитатель Полюбуйтесь какая же здесь красота! Слышите, как чудесно поют птицы (звучит аудиозапись с пением птиц)
А чем же пахнет в лесу? Верно свежестью. Давайте же ей насладимся
Дыхательное упражнение:
. Закрыть правую ноздрю пальцем, глубокий вдох, закрыть левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза), затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.
Вдруг подул ветерок и зашумели листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф (на легком выдохе показываем движение ветра кистями)
И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф (громкие короткие выдохи)
И качает так листок – ш-ш-ш ( показываем ветер руками)
Воспитатель – Ребята, а сейчас представьте, что мы на лесной полянке, закройте глаза, послушайте пение птиц и представьте, что вы действительно попали в лес, что же с вами происходит?
Аутотренинг «Мы – друзья природы»
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой
И будем с друзьями защищать все живое.
Воспитатель: а сейчас покажите свои пальчики, мы сделаем гимнастику
. Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули на полянке, а сейчас давайте поиграем
Игра с мячом «Назови дерево».
(дети кидают мяч друг другу и называют деревья)
Воспитатель: Есть у меня ещё одна игра со словами «Если я приду в лесок», я буду вам говорить, а вы отвечайте да или нет. Если поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я конфетку
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Молодцы ребята хорошо поиграли. все загадки отгадали. А кто мне скажет какие ещё деревья растут в лесу верно, дуб, липа, тополь. осина
Лес-это наше богатство, кладовая, дающая бесплатно орехи, ягоды, грибы. лекарственные растения В лесу много жителей назовите их (ответы детей) Верно это насекомые, птицы. звери, животные
Воспитатель: Наша последняя игра называется «Очень быстро ответь на вопросы!»
Воспитатель: Вам нужно очень быстро не задумываясь ответить на вопросы.
— Кто на себе дом носит? (Улитка)
— Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
— У какого зверя куст на голове? (Лось)
— Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
— Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
— Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк) — Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
— Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
— Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
— Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
— Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
Воспитатель: Лес –это зелёный наряд нашей большой планеты. Когда вы находитесь, вы должны всегда помнить и соблюдать лесные правила послушайте их и не нарушайте
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек –
будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыбка –
скажет: ты – мой друг! Спасибо!
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, четыре, пять из леса вышли мы опять
:
Заключение.
Ребята вам понравилось путешествие в лес? Какие деревья вам понравились? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?
Дети, на следующем занятии мы нарисуем деревья и подарим рисунки своим родным и расскажем о нашем путешествии
А вам понравилось в лесу? Мы отдохнули, поиграли, но нам пора домой.
Воспитатель Дети, природа — наш хороший, добрый, верный друг. Давайте запомним, что разрушать и губить в природе ничего нельзя. И я думаю, что сегодняшний день мы провели с пользой для своего здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...
ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ...
Конспект и презентация логопедического занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по дифференциации звуков Р-Л в словах и предложениях.
Ребёнок в ходе занятия с использованием красочной презентации обучается дифференцировать звуци р-л...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Тема: «Дружный хоровод».Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.Задачи:- расширять представления детей о национальной культуре нар...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: «Поможем добрым делом Машеньке из русской народной сказки “Маша и медведь”».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...