проект Путешествие на птичью полянку "Любознайки"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Путешествие на птичью полянку "Любознайки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_na_ptichyu_polyanku.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 3 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: Путешествие на птичью полянку «Любознайки»
Воспитатель:
Е.С. Милюткина
2023 год
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности.
И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико .Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением .Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Много птиц погибает во время сильных морозов. Синички ,например, за ночь теряют до 10% своего веса при температуре ниже -10.
Но даже в самые сильные морозы птички могут выжить ,если у них будет достаточно корма. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Вот и летят птицы поближе к жилью людей. Задача взрослых вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни ,научить помогать им.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края, нет чувства заботы о пернатых. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в трудное для них время года – зимой. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая чувства ребёнка.
Технологическая карта проекта
№ | Содержание | Пояснение |
1 | Название проекта | Путешествие на птичью полянку «Любознайки» |
2 | Тип проекта | Творческий (привлечение аудитории к проблеме) и ролевой (участие в решении проблемы) |
3 | Вид проекта | Групповой |
4 | Продолжительность | Долгосрочный |
5 | Время реализации | Сентябрь 2023-май 2024г. |
6 | Участники проекта | Воспитанники средней группы, воспитатель, родители. |
7 | Организаторы проекта | Милюткина Е.С. |
8 | Образовательные области | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая. |
9 | Цель проекта | Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним(обеспечение кормом), желание помочь( изготовление кормушек) |
10 | Задачи | -формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания; -учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края; -познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц; -привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой; -развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц. |
11 | Ожидаемые результаты | -расширение кругозора детей о зимующих птицах; - развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах; -активное участие детей и родителей в помощи птицам; -повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей. |
Этапы проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
Составление плана работы по реализации проекта.
Составление технологической карты проекта.
Перспективное планирование проекта
Разработка и накопление методических материалов по теме.
– Птицы, какие они?
– Что ты знаешь о птицах?
– Как узнать птицу?
– Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
– Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы мы:
– определили цель и задачи проекта,
– разработали план работы,
– изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
Рассматривание иллюстрации с изображением птиц нашего края, чтение художественной литературы, загадки, поговорки, скороговорки, сказки, обмен новой информацией.
Наблюдение за птицами (уточнение: какие птицы прилетают на территорию детского сада).
Занятия по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.
«Семейные кормушки»- Изготовление родителями скворечников и кормушек для птиц, которые будут вывешены совместно с детьми на территории микрорайона и нашего детского сада. В ходе проводимых наблюдений и исследований дети научатся: кормить птиц различным кормом, заботиться о наших перелетных друзьях.
В ходе реализации проекта подвести воспитанников к следующим выводам:
– птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
– в ветреные дни птицы не прилетают;
– из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено;
– воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.
Вывод. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, наблюдать за ними и взаимодействовать.
Схема осуществления проекта на данном этапе:
Беседы:
– Беседы с детьми: «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные птицы». «Учимся жалеть и беречь».
– Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели?».
– Рассуждалки: «Что нам птичка принесла?»
– Просмотр презентаций: “Зимующие птицы”, «Перелетные птицы».
– Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
ОД:
– Познание «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».
– Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц».
– Участие в различных акциях.
Чтение художественной литературы:
– Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» (с просмотром мультфильма), С. Маршака «Где обедал воробей?», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», В. Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка».
– Заучивание и чтение стихотворений о птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Вот на ветках снегири».
Изготовление кормушек из бросового материала.
Изготовление газеты «Накормите птиц».
Рисование «Укрась птичку», «Раскрась птичку», «Ласточка».
Конструирование из геометрических фигур и счетных палочек «Птички», «Скворечники».
Аппликация «Снегири, синицы», «Скворечник».
Музыка:
– Разучивание закличек «Птички летят», «Жаваронки», разучивание песенки «Петушок».
– Слушание пения птиц.
– Разучивание и исполнение танца «Аист на крыше».
Центр экспериментирования:
– Рассматривание пера птицы и эксперименты с ним.
Игровая деятельность:
-Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Угадай по описанию», «Собери птичку», «Сделай для птички домик».
– Пальчиковые игры: «Птички», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Птенчики в гнезде».
– Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот».
II.Работа с родителями
Консультации Тема: «Зимующие птицы»
Тема: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Домашнее задание: Сделать «Семейные кормушки» для птиц;
Участие в акциях.
Оформить книгу-презентацию «Зимующие птицы нашего края».
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оформление результатов проекта
Акция «Покормите птиц зимой!»
Выставка поделок и книг-презентаций, оформленных родителями.
Установка кормушек на участке для птиц в микрорайоне, сделанных руками родителей.
Альбом рисунков «Кто такие птички?».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями о птицах.
У детей сформировались любознательность, творческие способности.
Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.
Работа над проектом показала, что воспитание экологически грамотного человека совместными усилиями педагога и родителей – результативно, актуально и необходимо, поскольку обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников, внося в этот процесс положительную эмоциональную составляющую. Работу в данном направлении целесообразно продолжать, ориентируясь на сотрудничество с семьями воспитанников.
С целью распространения опыта между коллегами по теме экологического воспитания детей в ДОУ на итоговом педсовете.
Список литературы
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., 2009.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки». – М., 2002.
Электронный ресурс: https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/708-proekty/22280.html
Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Путешествие на птичий двор" (средняя группа).
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Тема: «Путешествие на птичий двор». Программное содержание:Закреплять и расширять знания о домашних птицах; прод...
интегрированное занятие на тему «Путешествие на птичий двор» в средней группе
В ходе экспериментальной деятельности, у детей закрепляются и расширяются знания о домашних птицах, о свойствах песка; происходит знакомство с устройством и работой фильтра для очистки воды; закрепляю...
Путешествие на птичий двор.
Конспект комплексного занятия в совместной образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развите, познавательное развите, речевое развитие, ходуж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР. Тема «Путешествие на птичий двор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие на птичий двор». В ходе заняти...
Путешествие на птичий двор.
Познавательно-исследовательская деятельность....
Интегрированное занятие по аппликации во 2 младшей группе "Путешествие на птичий двор"
Игровое занятие с малышами....
Развлечение " Путешествие в птичью страну"
Данный материал может быть полезен воспитателям при проведении образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы"....