Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) в средней группе «Земля - наш общий дом, позаботимся о нем!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya_basyrova_v._v.docx619.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №209»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) в средней группе

«Земля - наш общий дом, позаботимся о нем!»

D:\Экология и экотропа\1B2f-F-u01I.jpg

Автор разработки:

воспитатель МБДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад №209»

Басырова В.В.

2023

Цель: Дать детям понять, что планета Земля - это наш общий дом, расширять знания детей о природе.

Задачи: Продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, развивать кругозор, мышление, связанную речь, воспитывать заботливое отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель (читает стихотворение):

Земля, где мы с тобой живём-

Наш дом родной, наш общий дом!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря -
Всё называется - Земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (показывает глобус)

Правильно, это наша планета - Земля. Земля - это наш общий дом.

Каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на Земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу,
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт,
И смоет их дождями.
А может, краски попросить?
И, извозив, сандалии,                                                                                                                                 Так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: «Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём».
D:\Экология и экотропа\стенд.png

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (ответы детей) 

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя мусорить, загрязнять окружающую среду.

Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что-то сделать для неё, у кого-то получается, у кого-то нет. Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке». Сегодня я предлагаю всем вместе посмотреть один поучительный фильм!

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» (после просмотра дети обмениваются мнениями).

Воспитатель: Ребята, назовите, какие природные явления вы знаете? (ответы детей)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Воспитатель: Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так? Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (ответы детей) 

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь?

(ответы детей) 

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (ответы детей) 

Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

Воспитатель: А как солнце помогает Земле выглядеть именно так?

(ответы детей)

Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает? (ответы детей)

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Воспитатель: Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою -  
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Воспитатель: Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в Дом - природу. Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома, сравним.

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце)

Но солнце не только светит, но и греет, значит, его можно сравнить ещё с чем? (С батареей)

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор)

В доме есть пол, а в природе? (Земля, почва)

На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (Растёт трава)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь, откуда выходит?

(Вырывается из вулкана)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике)

В природе живут, какие животные? (Дикие)

В обычном доме? (Домашние)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (Комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух)

А зачем нужен воздух, что произойдет, если не будет воздуха?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? Почему? (ответы детей) 

Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы)

Воспитатель: А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка: Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходят эколята - лесные жители: Елочка и Шалун

(грустные, расстроенные).

Воспитатель: Здравствуйте, эколята, что с вами случилось?

Елочка: Я побывала в своих владениях, в лесу везде слышала жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записала в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется Ель, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли без разрешения рубить ёлки в лесу?

(ответы детей) 

Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, изготовим плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим в разных местах, чтобы все смогли их увидеть.

Воспитатель: Ребята, а теперь начинаем работу, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия?

Дети: Нельзя, тревога.

На столах заранее приготовлены трафареты в виде круга, цветная бумага, клей; дети начинают работу, звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные плакаты сделали. Пока работы убираем на край стола.

Елочка: Спасибо, ребята, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Шалун: Ребята, а я хочу рассказать вам про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и срубили берёзку на дрова, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Просмотр мультфильма.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (ответы детей) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать? Давайте, скажем «волшебные» слова.

Дети повторяют «волшебные» слова и оказываются на «полянке».

Воспитатель: Вот какой след оставили после себя туристы!

(обращает внимание детей на мусор)

Ребята, надо помочь Шалуну, навести порядок, так как это портит красоту леса, а бутылки могут быть опасны для зверей, а так же, стать причиной пожара.

Проводится игра «Очистим полянку от мусора».

Воспитатель: Какие молодцы! Помогли Шалуну, навели порядок у него на полянке.

Шалун: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. На память, я вам дарю свою «Жалобную книгу природы» и хочу, чтобы она оставалась всегда пустой, чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, эколятам - лесным жителям мы помогли, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с лесными жителями и с помощью волшебных слов

возвращаются в группу.

Воспитатель: Давайте будем беречь планету -
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей планете только одна,
Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и сохранить нашу планету зеленой для будущих поколений!

Звучит Гимн Эколят - юных защитников природы Т. В. Зотовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей для среднего дошкольного возраста "Путешествие в космос".

Данный конспект - проект был предоставлен в профессиональном конкурсе молодых педагогических работников ДОУ "Педагогические вёсны" и выиграл гранд....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (экология) Тема: «Советы Айболита»

Конспект НОД предназначен для детей среднего возраста. Он пожет познакомить детей с "полоской времени", научит детей моделировать неделю....

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей средней группы »Земля - наш общий дом»

Конспект занятия « Путешествие в лес ранней весной» Цель:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках ранней весны, научить, самостоятельно находить ...