Патриотическое воспитание дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения
статья
В статье описана целенаправленная, комплексная, система мероприятий по патриотическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_ramkah_dou.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Заречная Е.Б.,
воспитатель МБДОУ д/с № 12, г.Белгород
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Трансформации российского общества повлияли на многие сферы жизнедеятельности, затронув и образовательную сферу, в частности дошкольные образовательные учреждения. Одной из главных задач дошкольных учреждений является обучение и воспитание детей, создание гармоничных условий развития с учетом интеллектуальных, возрастных, физических особенностей, раскрытие их творческого потенциала [1].
В дошкольном возрасте формируются азы ценностного отношения к родителям, близким, друзьям, к природе, в связи с чем, воспитание патриотических знаний и чувств является особенно значимым и это сложная задача.
Патриотизм – один из нравственных принципов, в основе которого лежит любовь к Родине, готовность поставить ее интересы выше собственных. По мнению В.А. Сухомлинского, детство сопровождается ежедневным открытием мира и крайне важно познавать человека, Отечество, его красоту и величие [2]. Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В процессе патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях следует применять дифференцированный, индивидуальный, последовательный и комплексный подход, используя принципы историзма, гуманизации, дифференциации и интегративности, пуская в ход широкий арсенал таких педагогических средств, как дидактические игры, чтение художественной литературы, декоративно-прикладное творчество, просмотр фильмов, слайдов, экскурсии, прогулки.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Получая такие знания, дети учатся идентифицировать себя с жителями родного города, приобщаются к богатствам природы и национальной культуры.
Огромное значение имеют также экскурсии к достопримечательностям города или района, в частности к памятным местам, мемориалам. Во время таких экскурсий желательно вместе с детьми наблюдать такие ритуальные действия как возложение цветов к памятнику, участвовать в минуте молчания. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Необходимо расширять знания дошкольников о символике государства и региона: флаге, гимне, гербе, развивать ответственность и гордость за достижения Родины, формировать бережное отношение к родной природе. В процессе патриотического воспитания данные задачи должны решаться во всех видах деятельности: на занятиях и играх, во время экскурсий и прогулок, во взаимоотношениях с родителями, взрослыми, сверстниками.
Одной из форм нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются тематические занятия, повышающие мыслительную активность. Во время таких занятий используются индивидуальные задания, приемы сравнения, анализа.
Огромную роль в патриотическом воспитании играет чтение художественной литературы: сказки, стихи, рассказы о природе родного края, наглядные предметы и материалы – иллюстрации.
Большую роль в патриотическом воспитании играет фольклор: приметы, поговорки, сказки, которые дают представление о характере взаимоотношений между людьми, о языке птиц и животных как части родной земли. Эффективными средствами являются также знакомство с народными промыслами, бытовыми предметами старины, совместное участие со взрослыми в декоративно-прикладной деятельности. В данной связи полезно посещение музеев, выставок, а также организация на базе дошкольных учреждений специальных уголков.
Важную роль в формировании эмоционального компонента патриотического сознания дошкольников играют театрализованные представления, способствующие чувственным и эмоциональным переживаниям, развитию художественного вкуса и артистичности.
Крайне важно создать благоприятные материально-технические и социальные условия, соответствующую развивающую среду, активно контактировать и сотрудничать с родителями детей.
Процесс патриотического воспитания невозможен без участия семьи. Сотрудничество с родителями в рамках дошкольных образовательных учреждений необходимо и важно. Родители участвуют в сборе информации по истории, природе Белгородской области, в праздниках и викторинах, подготовке информационных газет, в постановке театрализованных представлений, в организации и проведении факультативов «Родная Белгородчина». Такие мероприятия, безусловно, приобщают дошкольников к истории своего края и своей страны. Для каждого взрослого родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного местечка. Воспитание любви к семье, к близким людям является той благоприятной эмоциональной средой, которая способствует формированию положительного отношения к окружающему. Без положительного эмоционального фона человеческих взаимоотношений нельзя полюбить землю и то место, где родился и вырос.
Таким образом, целенаправленная, комплексная, система мероприятий по патриотическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях будет способствовать формированию и закреплению знаний, представлений, интереса и любви к своей Родине.
Список литературы
1. Задачи ФГОС дошкольного образования. URL: https://raguda.ru/ds/zadachi-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
2. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М. Просвещение, 1979. – 310 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...
Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при ор...