Конспект ОД "Волга-матушка река"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у детей представлений о реке Волге как великой русской реке и ценнейшем водном ресурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volga_matushka_2.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волга-матушка река»
Цель: формирование у детей представлений о реке Волге как великой русской реке и ценнейшем водном ресурсе.
Задачи:
- расширить и закреплять представления о речных обитателях;
- развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, мышление;
- развивать творческие способности; мелкую моторику рук;
- помочь детям ярче почувствовать красоту великой реки, глубокую любовь русского народа к Волге;
- воспитывать доброе отношение к миру природы, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу.
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
Ход ООД:
Просмотр презентации
-Ребята, присаживайтесь.
Слайд 1. Волга и Волгоград.
- Посмотрите на экран, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
-Сегодня мы с вами поговорим об одном из символов России – великой реке Волга.
Слайд 2
-Начинается она с небольшого прозрачного ручейка, который может и зайчик перепрыгнуть, и человек перешагнуть. А знаете ли вы, откуда начинается Волга? ( с Валдайской возвышенности.)
Слайд 3
-Постепенно ручеек встречал на своем пути множество других ручейков. Они соединялись друг с другом, и, в конце концов, превратились в широкую реку . Среди лесов, степей медленно течет Волга.
Слайд 4
В конце своего пути Волга впадает в Каспийское море.
-Как называют Волгу в народе?
(Волга - матушка, Волга - красавица, Волга – кормилица и др.)
-Ребята, в народе Волгу называют Волгой – матушкой, как вы думаете, почему ? (Как заботливая мать дает своим детям еду, воду, одежду и многое другое)
-С давних времен люди селились по берегам рек, озер. Почему?
-Вода. Кому она нужна? (Ответы детей: животным, рыбам, людям). Для чего?
(Правильно! Без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.)
-Дети, а чем ещё богата Волга? Почему в народе говорят «Волга-кормилица»?(Чем кормит?)
- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.
Дидактическая игра.
(Перед детьми пейзажная иллюстрация размером 50 см/70cм реки с рыбой. По мере угадывания воспитатель открывает изображения рыб.)
-Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по описанию». В реке спрятались рыбы. Я рассказываю об одной из них, говорю предложение. Если вы узнаете рыбу, то называете, если нужна еще подсказка, говорите «дальше».
1.Сом.
- у него потрясающий слух;
-эта рыба имеют усики, которые помогают находить пищу;
-питаются абсолютно всем, но истинным лакомством они считают лягушек.
Широка и глубока под мостом текла река.
Под корягой, под мостом - жил в реке усатый... (сом).
2.Окунь.
-рыба хищная и прожорливая, питается червями, раками, мелкой рыбой, икрой и насекомыми. (Во время охоты в прибрежной зоне способен настолько увлечься погоней за добычей, что может случайно выскочить на мель.)
- его можно встретить в любой реке или море на любом материке, кроме Антарктиды
- имеет множество естественных врагов, даже несмотря на то, что сам вооружен колючками. Не прочь полакомиться им щука, судак, налим, угорь, сом и сёмга, а также некоторые птицы вроде чайки и гагары.
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (окунь).
3. Щука .
-является самой известной хищницей;
-охотится не только на рыбу, но и на земноводных, пресмыкающихся.
Эта рыба нападает на всех, кого может победить и съесть. Часто ее добычей становятся грызуны, решившие переплыть водоем или небольшие водоплавающие птицы.
Кроме основных зубов в пасти хищника имеются мелкие зубы-щеточки. По форме они напоминают крючки, направленные внутрь пасти. Они помогают легко и просто заглатывать добычу. Таких зубов в пасти множество, ими покрыт язык рыбы, небо и внутренняя поверхность щек. Основные клыки у рыб постепенно стачиваются, но риску оказаться без зубов щука не подвержена. Подобно крокодилам, ее зубы растут всю жизнь.
-тело относительно плоское и удлиненное. На поверхности хорошо заметны выраженные пятна и полосы.
( Они необходимы рыбе для надежной маскировки среди растительности у дна озер и рек. Поражает то, что узор на теле щуки всегда уникален и неповторим для каждой особи.)
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь - в котел попала (щука).
-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!
-А еще по берегам реки растет много интересных растений. Об одном из них мы сейчас поговорим. Пройдите к столу.
(«Ящик ощущений», показываю).
Вот коробка не простая,
И, конечно, не пустая.
Скорее руку опускай,
Что внутри - угадай.
(Я вам подскажу:
Над речною над водицей
Эскимо стоит на спице.)
-Кто смелый? Кто не боится просунуть руку? (Потрогать и назвать, что в ящике?)
(Что ты чувствуешь? Этот предмет гладкий, мягкий? Что это может быть?)
Рогоз. Многие путают и называют это растение камыш. Это не так. Запомните сами и научите своих знакомых: это растение называется рогоз. -Повтори(2-3 человека)
- Возьмите в руки. Внимательно посмотрите и потрогайте .Какой он?(цвет, форма, размер)
-На что похож?
-У каких еще растений есть парашютики? Для чего они нужны?
-Пухом набивают подушки.
Показ рогоза ( во всю длину).
-В неурожайные годы его побеги спасали людей от голодной смерти, используясь в качестве сырья для заправки супов. Ели их также сырыми, а из корневищ изготавливали муку.
-Может использоваться как топливо и для корма скота.
-Рогоз используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10—15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев их сушат в тени.
Ткань-рогожка .Показ.
(Волга дает одежду.)
Самомассаж
В руки мы рогоз возьмем и сжимать его начнем.
Будем мы его катать, наши пальцы развивать. (катаем между ладоней)
Все зовут его камыш, а ведь правильно рогоз.(катаем по столу)
Знай и помни ты, малыш, ручкам мил он и пригож. (катаем между ладоней)
-А сейчас закройте глаза. Я коснусь ваших рук веточками другого растения. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что это за растение?
-Откройте глаза.
-Что это за растение? А вот это растение называется камыш.
-Многие путают камыш и рогоз. Я надеюсь, вы запомните и научите других ребят.
-А еще Волга дает людям прекрасную возможность отдохнуть. Ездили ли вы летом с родителями на пляж купаться, загорать?
Давайте вспомним те замечательные минуты.
Физкультминутка
-Что нужно сделать, уезжая с места отдыха?
Слайд 6
-На реке Волга есть красивое место – долина лотосов. Посмотрите на экран. Лотос – это цветок, который растет в воде. С первыми лучами солнца он раскрывает свои бутоны, а когда оно заходит, закрывает их.
-Я предлагаю вам сделать свою долину лотосов. Пройдите за столы.
-Перед вами лист бумаги, на котором нарисован цветок лотоса. Вам нужно их вырезать по контуру.
-Вместе загибаем лепестки. Я покажу.
Самостоятельная работа.
-Давайте опустим свои цветы на воду.(Макет)
-Наши лотосы раскрылись навстречу солнцу.
- Ребята, посмотрите, как красиво стало в реке. Вам нравится?
-Лотосы могут жить только в чистой воде. Поэтому нужно беречь Волгу от загрязнения. Как это сделать?
Рефлексия
-Ребята, сегодня мы много говорили о Волге-матушке, кормилице. Что нового вы узнали?
-Почему же Волгу называют Волга-матушка?
-Что вы расскажите своим родителя и другим ребятам после занятия?
Подведение итогов
-Сегодня на занятии вы правильно отвечали на вопросы, были активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «По реке Фонтанке»
Цели и задачи:Уточнить знания детей о названии набережной,Дать понятие почему так названа река и набережная,Сравнить улицу и набережную, познакомить с гранитным убранством набережной, парапетами...
Конспект занятия "Голубые реки России"
Конспект занятия "Голубые реки России"...
Конспект открытого занятия "Река и речные обитатели"
Структура образовательной деятельности – уточнение и систематизирование знаний детей о реке и её обитателях....
Конспект "Волга - матушка река"
Продолжаем занкомить с родным краем, воспитываем лююбовь к природе родного края, даем представление детям о Волге...
Конспект "Путешествие к реке"
Цель: воспитание правильного осознанно-действенного отношения к природе. Задачи: обучающие: формировать умение оберегать богатства родной природы, уточнить понятие «Рыбы», ...
Конспект итогового занятия "Река Кан" с детьми II младшей группы
Данное мероприятие было организовано и проведено в рамках тематической недели "Сохраним нашу планету" с детьми II младшей группы. На реке Кан расположен наш город,поэтому в ходе занятия малы...
Конспект НОД "По реке плывёт кораблик"
Конспект непрерывной образовательно деятельности....