Конспект ОД "Волга-матушка река"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фокина Светлана Анатольевна

Формирование у детей представлений о реке Волге как  великой  русской реке  и ценнейшем водном ресурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volga_matushka_2.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волга-матушка река»

Цель: формирование у детей представлений о реке Волге как  великой  русской реке  и ценнейшем водном ресурсе.

Задачи:    

  • расширить  и закреплять  представления о речных обитателях;
  • развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, мышление;
  • развивать творческие способности; мелкую моторику рук;
  • помочь детям ярче почувствовать красоту великой реки, глубокую любовь русского народа к Волге; 
  • воспитывать доброе отношение к миру природы, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу.
  • формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

Ход ООД:

Просмотр презентации

-Ребята, присаживайтесь.

Слайд 1. Волга и Волгоград.

- Посмотрите на экран, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

-Сегодня мы с вами поговорим об одном из символов России – великой реке Волга.

Слайд 2

-Начинается она с небольшого прозрачного ручейка, который может и зайчик перепрыгнуть, и человек перешагнуть. А знаете ли вы, откуда начинается Волга? ( с Валдайской возвышенности.)

Слайд 3

 -Постепенно ручеек встречал на своем пути  множество других ручейков. Они соединялись друг с другом, и, в конце концов, превратились в широкую  реку . Среди лесов, степей  медленно течет Волга.

Слайд 4

В конце своего пути Волга впадает в Каспийское море.

-Как называют Волгу в народе?

 (Волга - матушка, Волга - красавица, Волга – кормилица  и др.)

-Ребята, в народе Волгу называют Волгой – матушкой, как вы думаете, почему  ? (Как заботливая мать  дает своим детям еду, воду, одежду и многое другое)

-С давних времен люди селились по берегам рек, озер. Почему?

 -Вода. Кому она нужна? (Ответы детей: животным, рыбам, людям). Для чего?

(Правильно! Без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.)

-Дети, а чем ещё богата Волга? Почему в  народе говорят «Волга-кормилица»?(Чем кормит?)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

Дидактическая игра.

(Перед детьми пейзажная  иллюстрация размером  50 см/70cм реки с рыбой. По мере угадывания воспитатель открывает изображения рыб.)

-Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по описанию». В реке спрятались рыбы. Я рассказываю об одной из них, говорю предложение. Если вы узнаете рыбу, то называете, если нужна еще подсказка, говорите «дальше».

1.Сом.

- у него потрясающий слух;

-эта рыба имеют  усики, которые помогают находить пищу;

-питаются абсолютно всем, но истинным лакомством они считают лягушек.

Широка и глубока под мостом текла река.

Под корягой, под мостом - жил в реке усатый... (сом).

2.Окунь.

-рыба хищная и прожорливая, питается червями, раками, мелкой рыбой, икрой и насекомыми. (Во время охоты в прибрежной зоне способен настолько увлечься погоней за добычей, что может случайно выскочить на мель.)

- его можно встретить в любой реке или море на любом материке, кроме Антарктиды

- имеет множество естественных врагов, даже несмотря на то, что сам вооружен колючками. Не прочь полакомиться им щука, судак, налим, угорь, сом и сёмга, а также некоторые птицы вроде чайки и гагары.

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (окунь).

3. Щука .

-является самой известной хищницей;

-охотится не только на рыбу, но и на земноводных, пресмыкающихся. 

Эта рыба нападает на всех, кого может победить и съесть. Часто ее добычей становятся грызуны, решившие переплыть водоем или небольшие водоплавающие птицы.

Кроме основных зубов в пасти хищника имеются мелкие зубы-щеточки. По форме они напоминают крючки, направленные внутрь пасти. Они помогают легко и просто заглатывать добычу. Таких зубов в пасти множество, ими покрыт язык рыбы, небо и внутренняя поверхность щек. Основные клыки у рыб постепенно стачиваются, но риску оказаться без зубов щука не подвержена. Подобно крокодилам, ее зубы растут всю жизнь.

-тело относительно плоское и удлиненное. На поверхности хорошо заметны выраженные пятна и полосы.

( Они необходимы рыбе для надежной маскировки среди растительности у дна озер и рек. Поражает то, что узор на теле щуки всегда уникален и неповторим для каждой особи.)

 У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала.

А теперь - в котел попала (щука).

-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!

-А еще по берегам реки растет  много интересных  растений. Об одном из них мы сейчас поговорим. Пройдите к столу.

 («Ящик ощущений», показываю). 

Вот коробка не простая,

И, конечно, не пустая.

Скорее руку опускай,

Что внутри - угадай.

(Я вам подскажу:

Над речною над водицей

Эскимо стоит на спице.)

-Кто смелый? Кто не боится просунуть руку? (Потрогать и назвать, что в ящике?)

(Что ты чувствуешь? Этот предмет гладкий, мягкий? Что это может быть?)

Рогоз. Многие путают и называют это растение камыш. Это не так. Запомните сами и научите своих знакомых: это растение называется рогоз.      -Повтори(2-3 человека)

- Возьмите  в руки. Внимательно  посмотрите  и потрогайте .Какой он?(цвет, форма, размер)

-На что похож?

-У каких еще растений есть парашютики? Для чего они нужны?

-Пухом набивают подушки.

Показ рогоза ( во всю длину).

-В неурожайные годы его побеги спасали людей от голодной смерти, используясь в качестве сырья для заправки супов. Ели их также сырыми, а из корневищ изготавливали муку.

-Может использоваться как топливо и  для корма  скота.

-Рогоз используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10—15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев их сушат в тени.

Ткань-рогожка .Показ.

(Волга дает одежду.)

Самомассаж

В руки мы рогоз возьмем и сжимать его начнем.

Будем мы его катать, наши пальцы развивать. (катаем между ладоней)

Все зовут его  камыш, а ведь правильно рогоз.(катаем по столу)

Знай и помни ты, малыш, ручкам мил он и пригож. (катаем между ладоней)

-А сейчас закройте глаза. Я коснусь ваших рук веточками другого растения. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что это за растение?

-Откройте глаза.

-Что это за растение? А вот это растение называется камыш.

-Многие путают камыш и рогоз. Я надеюсь, вы запомните и научите других ребят.

-А еще Волга дает людям прекрасную возможность отдохнуть. Ездили ли вы летом с родителями на пляж купаться, загорать?

Давайте вспомним те замечательные минуты.

Физкультминутка

-Что нужно сделать, уезжая с места отдыха?

Слайд 6

-На реке Волга есть красивое место – долина лотосов. Посмотрите на экран. Лотос – это цветок, который растет в воде. С первыми лучами солнца он раскрывает свои бутоны, а когда оно заходит, закрывает их.

-Я предлагаю    вам сделать свою долину лотосов. Пройдите за столы.

-Перед вами лист  бумаги, на котором нарисован цветок лотоса.  Вам нужно их вырезать по контуру.

-Вместе загибаем лепестки. Я покажу.

Самостоятельная работа.  

-Давайте опустим свои цветы на воду.(Макет)

-Наши лотосы раскрылись навстречу солнцу.

- Ребята, посмотрите, как красиво стало в реке. Вам нравится?

-Лотосы могут жить только в чистой воде. Поэтому нужно беречь Волгу от загрязнения. Как это сделать?

Рефлексия

-Ребята, сегодня мы много говорили о Волге-матушке, кормилице. Что нового вы узнали?

-Почему же Волгу называют Волга-матушка?

-Что вы расскажите своим родителя и другим ребятам после занятия?

        

Подведение итогов

-Сегодня на занятии вы правильно отвечали на вопросы, были активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «По реке Фонтанке»

Цели и задачи:Уточнить знания детей  о названии набережной,Дать понятие почему так названа река и набережная,Сравнить улицу и набережную, познакомить с гранитным убранством набережной, парапетами...

Конспект занятия "Голубые реки России"

Конспект занятия "Голубые реки России"...

Конспект открытого занятия "Река и речные обитатели"

Структура образовательной деятельности – уточнение и систематизирование знаний детей о реке и её обитателях....

Конспект "Волга - матушка река"

Продолжаем занкомить с родным краем, воспитываем лююбовь к природе родного края, даем представление детям о Волге...

Конспект "Путешествие к реке"

Цель: воспитание правильного осознанно-действенного отношения к природе.  Задачи: обучающие: формировать умение оберегать богатства родной природы, уточнить понятие «Рыбы», ...

Конспект итогового занятия "Река Кан" с детьми II младшей группы

Данное мероприятие было организовано и проведено в рамках тематической недели "Сохраним нашу планету" с детьми II младшей группы. На реке Кан расположен наш город,поэтому в ходе занятия малы...

Конспект НОД "По реке плывёт кораблик"

Конспект непрерывной образовательно деятельности....